Истоки
Петр Великий направил научных экспертов по русским торговым караванам в Пекин со строгими инструкциями выяснить у скрытных китайцев, как именно они изготавливали фарфор. Но его эмиссары вернулись домой не мудрее. Лишь в 1744 году его буйная дочь, императрица Елизавета, доверила бродячему немцу К. К. Гунгуру, который затем работал в Стокгольме, с письменным контрактом «основать в Санкт-Петербурге фабрику по производству голландских тарелок и чистого фарфора так, как сделано в Саксонии ».Родоначальники фарфора в России
Голод начал свою жизнь в качестве ученика ювелира, позже разыскал Беттгера, известного директора первого завода по производству твердой пасты в Мейссене, и в 1727 году работал там в качестве гильдии.Он принадлежал к тому знакомому классу беспокойных международных авантюристов, в котором изобиловал даже восемнадцатый век. Щедрый в обещаниях, он знал, как рекламировать свои очень скудные таланты, и тем самым завоевать доверие высокопоставленных людей. С самого начала его поведение в России вызывало подозрения. Его первая стрельба в печи была полным провалом, но он всегда находил правдоподобные оправдания. В конце концов, он исчерпал терпение режиссера барона Черкасова, который пожаловался, что за три года у Голода получилось едва ли не дюжина чашек, и даже они были кривыми и обесцвеченными.
Сыну русского священника Дмитрию Виноградову, который изучал химию в Марбурге, было приказано извлечь у Голода все секреты фарфорового изготовления, контролировать его и никогда не оставлять его в покое ни на минуту. В 1747 году он заменил Голод, который был уволен. Несомненно, Виноградов посвятил себя душе и экспериментальной работе, научным методам обжига в печи. У него были хорошие, но ограниченные результаты, но он страдал от приступов пьянства, которые делали его жестоким и ненадежным. В 1752 году барон Черкасов, серьезно относившийся к фарфору, пристегнул Виноградова к железной цепи, постоянно наблюдал и, в свою очередь, заставлял записывать каждый известный ему технический рецепт. Он умер в 1758 году в возрасте тридцати девяти лет.
Становление
После этого болезненного посвящения Императорский завод вступил в свои права во время правления Екатерины II [1762-96]. Она провела тщательный личный осмотр фабрики в 1763 году и сразу же приказала нанять высококвалифицированных художников, модельеров и мастеров, независимо от расходов, из Германии, Австрии и Франции. У Екатерины была страсть к строительству и наполнению всего, что она строила, красивыми и великолепными предметами, без ущерба для их национального происхождения. Для своего нового Императорского Эрмитажа и Царского Села она собирала картины, скульптуры и фарфор со всей Европы.
Реагируя на пышное и безвкусное барокко, поощряемое ее предшественником, она продвигала более строгий классический характер в архитектуре и восхищалась архитектурным достоинством в декоративном искусстве. Ее лучшими и любимыми архитекторами были итальянцы. «Я хочу итальянцев, - сказала она своему агенту Гримму, - потому что у нас уже достаточно французов, которые слишком много знают и проектируют некрасивые здания». Она скупила все портфели рисунков и акватин Клерисо, сделанные во время экскурсии по Италии, с мельчайшим изображением итальянской декоративной штукатурки, арабесок, постройки вазы и помпейских деталей. Этот декоративный итальянский сорт, часто ностальгически отражаемый северными темпераментами, также нашел выражение в русском фарфоре, где он повторялся в течение следующего столетия.
Многие западноевропейские фарфоровые фабрики начинали с того, что работали по инициативе китайцев или их непосредственных предшественников. Первая русская фабрика не стала исключением: она откровенно подражала Мейсену как лучшему и лидирующему европейскому представителю керамического искусства. Екатерина заказала у Мейссена известный обеденный сервиз [«Служба охотника», потому что он был украшен разнообразными сценами охоты]. Но что характерно, как только некоторые тарелки и тарелки стали ломаться, она настаивала на том, чтобы Императорский завод сделал все замены. И они оказались чуть хуже оригиналов, хотя паста была менее равномерно белой, демонстрировала голубоватый оттенок русского каолина, а картина была заметно более свободной и более наивной.
Неудобно близкая Китайская империя выглядела менее романтичной для русских, чем для Западной Европы того времени. И западная мода на фантастические причудливые шинуазеры нашла там меньше пользы. Более того, в России любая тяга к экзотике может быть полностью удовлетворена дома. Книга немецкого путешественника Дж. Георгия [переведена на русский язык в 1776 году] под названием « Описание рас, населяющих Российскую империю», привлекла внимание главным образом яркими цветными иллюстрациями. Они послужили отправной точкой для целой новой серии фарфоровых фигур, на которых изображены многие характерные типы в живописных национальных или региональных костюмах.
Возможно, они были частично вдохновлены более ранними расовыми фигурами из мейсенского модельера Кендлера, но они опирались на оригинальное и местное сырье. Их поразительный успех привел к созданию еще одной серии, иллюстрирующей русских крестьян, торговцев, ремесленников и т. д., одетых в профессиональную одежду и несущих эмблемы их работ. Они обеспечивают восхитительно идеализированные жанровые исследования русской жизни в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков.
Жан Рашетт, сын французского скульптора, но родившийся в Копенгагене, приехал на Императорский завод в качестве моделиста в 1779 году. Он взял на себя ответственность за запуск обеих этих серий фарфоровых фигур, которые часто отличались сбалансированным ритмическим составом и чистотой. Талантливое истолкование этого иностранца русскоязычных тем положило начало новой традиции, которая была развита на поздних русских фарфоровых заводах в XIX веке. Рашетт оставался активным до 1804 года, когда ему было присвоено звание государственного советника в знак признания его заслуг в искусстве. Как это ни парадоксально, иностранные художники, которые приезжали на работу в Россию, часто были больше вдохновлены оригинальными русскими предметами и окружающей средой, чем местные художники.
Другая линия, разработанная в то время на Императорском заводе, прославила Екатерину и достижения ее царствования. На многих вазах ее голова появляется в форме медальона со шлемом Минервы. На других изделиях - Амур венчает свои переплетенные инициалы лавровым венком, в то время как двуглавый орел протягивает оливковую ветвь мира. Ваза в Гатчине изображает ее, встреченную целой группой аллегорических женских фигур: Изобилие, Человечество, Наука, Справедливость и Промышленность, в то время как Целомудрие со скромными унылыми глазами держит зеркало для Императрицы. Так называемая «Служба арабесок», хотя и декоративно вдохновленная фресками, выкопанными в Геркулануме, также служила иллюстрацией российских военно-морских побед.
Но величественные сервизы и вазы, заказанные Екатериной, уже отличались по цвету и форме от мейсенского фарфора того периода. Они были более строгими, более компактными, менее сложными и манерными в исполнении. В «Службе Кабинета» (впервые заказанной в качестве подарка ее любимому графу Безбородко) художественное великолепие роскошного итальянского орнамента преобладало над национальным самовосхвалением. Вместе с изысканными деталями, похожими на те, что на арабском сервизе, он отличается широкой золотой полосой, окруженной гирляндами из нежных цветов, с овальными медальонами в центре, изображающими итальянские архитектурные сцены, иногда с человеческими фигурами.
Овладев керамической техникой и формой в восемнадцатом веке, искусство моделирования, росписи и позолоты фарфора достигло своей высшей точки и смелой исконной оригинальности в первой половине следующего столетия под руководством Александра I и Николая I. В то же время увлечение Новыми экспериментами по контрасту цвета сопровождались уменьшением озабоченности по поводу чистоты формы. Это привело к более слабым отношениям между скульптурным дизайном и расписным декором. Последний имел тенденцию преобладать. Насыщенный малахит и изумрудная зелень, насыщенная синяя лазурь, нежные лиловые баффы и глубокий бордовый, как любимые цвета для фона, все больше и больше заменяли чистый и ослепительный белый. Но изысканная миниатюрная живопись, часто обрамленная белыми панелями, была создана для того, чтобы эффективно сочетаться с этими цветными мотивами.
Сын Екатерины, Император Павел [1796-1801], хотя он и был страдающим манией величия и ненавидел свою властную мать, унаследовал ее страсть к хорошему фарфору. Особенно ему нравились медальоны с картинами пейзажей и прекрасных зданий, и он основал филиал Императорского завода рядом со своим дворцом в Гатчине. Записано, что за день до убийства он получил заказанный им новый ужин, расписанный русскими архитектурными сценами, и, восхищаясь им вместе с членами своей семьи, объявил этот день самым счастливым за всю свою жизнь.
Александр I [1801-25], несмотря на наполеоновские войны, которые сместили его господство, не пренебрег фабрикой, которая продолжала набирать первоклассных художников-ремесленников, независимо от национальности. Как правило, каждый новый иностранный мастер [очень разумно] заключал контракт на обучение двух русских учеников. Самый важный иностранный художник, Швебах, проработавший двенадцать лет в Севре, был выдающимся в запуске нового жанра декораций, изображая солдат в сценах сражений и азиатских фигур, увиденных на фоне русских пейзажей.
Развитие отечественного стиля
В 1806 году Александра уговорили издать указ о введении запретительного тарифа на импорт иностранного фарфора в Россию. Стимулируя внутреннюю конкуренцию, эта мера заставила частные фарфоровые заводы начать размножаться. Некоторые были простыми коммерческими предприятиями, которыми управляют предприимчивые торговцы. Другие, например, которыми руководил князь Юсупов в своем архангельском дворце, были призваны удовлетворить вкус богатых ценителей и подарить уникальные подарки своим личным друзьям. Миклашевский завод, основанный помещиком, который нашел в своем имении фарфоровую глину и нанимал своих собственных крепостных, завоевал золотую медаль на выставке в Петербурге в 1849 году. Самой яркой его работой был огромный фарфоровый иконостас с синими и золотыми колоннами, сделанный для хозяина деревенской церкви на Волохитине. Один щедрый помещик, который обнаружил природный талант к моделированию и резьбе в молодом крепостном по имени Кудинов, организовал для него все средства, чтобы открыть собственный фарфоровый завод в 1818 году, а позже дал ему свободу. Эта фабрика управлялась семьей Кудиновых, чье имя она носила до 1881 года, и прослужила дольше, чем многие другие, основанные в тот же период, который не пережил Эмансипацию 1861 года.
Основное различие между русским и европейским фарфором в это время зависело не столько от стиля [который был везде неоклассический], сколько от выбора тем и способа художественной интерпретации. В то время как фабрика в Севре сконцентрировалась на прославлении Наполеона и его деяний, имперская фабрика начала специализироваться на величественных и изящных вазах с удивительным разнообразием форм и украшений. События Отечественной войны 1812 года также спровоцировали ход боевых сцен с солдатами и офицерами в великолепной веселой форме.
В 1814 году русские у французского военнопленного узнали о том, как наносить отпечатки цветных блоков на фарфоре. Эта практика была позже принята частными коммерческими концернами; но руководители имперского завода отвергли его как полу-механическое устройство, достаточно хорошее для быстрого товарооборота, требуемого западным буржуазным массовым производством, но недостойное русского двора и аристократии, которая требовала и ценила первоклассную ручную роспись.
Николай I [1825-55] был более требовательным, чем его предшественник. Он требовал великолепного и достойного фарфора для украшения королевского дворца, лично осматривал каждую деталь и почти не поощрял замысел своего директора, чтобы заставить Имперский завод расплачиваться за свою продукцию, продавая излишки продукции населению. Во время его правления вазы были великолепно расписаны, хотя на них стало появляться слишком много сцен, прямо скопированных с картин Старого Мастера в Эрмитаже. Но некоторые из самых живых и изысканных картин изображали цветы, фрукты или экзотических птиц и были сделаны на плоских центрах или границах тарелок и блюд. Один из русских художников, Павел Иванов, преуспел в моделировании фарфоровых цветов и листвы в высоком рельефе. На выставке Crystal Palace в Лондоне в 1851 году Императорский завод был награжден медалью за свою выставку.
Во время правления Александра I [1855-81] заказы на дворцы и членов императорской семьи быстро снижались. Освобождение крепостных в 1861 году также привело к закрытию многочисленных частных фабрик, которые зависели от крепостных мастеров, ранее обучавшихся у своих мастеров и иностранных художников. Вкус становился все более стереотипным и устаревшим, и искусство стало омрачаться по важности для его покровителей модной концентрацией на социальных реформах.
В 1871 году императрица сказала директору фабрики, что он должен бороться с академическим застоем и стремиться к большей жизненности, разнообразию форм, живописи и стиля. Она предположила, что он мог бы начать брать некоторые полезные примеры из английского фарфора. Главный скульптор, Spiess, был затем отправлен в Англию, откуда он привез много образцов с английских фабрик. Несмотря на снижение интереса у своих покровителей, на Императорской Фабрике все еще были превосходные художники, и цветочная роспись на некоторых из ее ваз оставалась такой же совершенной, как и в предыдущий период, напоминающей самый роскошный голландский стиль "натюрморт" семнадцатого века.
Александр III [1881-94] при вступлении в должность дал указание Имперской Фабрике получить лучшие технические и художественные возможности. Опрос, проведенный в это время, признал, что довольно непропорциональное количество административных должностных лиц деморализовало лучших мастеров и что многие некомпетентные рабочие были наняты или наняты только потому, что они оказались детьми или родственниками сотрудников. Регулярно раз в год Александр давал указания о представленных ему проектах. Отнюдь не душевный обыватель, его собственный вкус был определенным. Он поощрял достойную и массивную простоту. Однако к концу своего правления он отдает предпочтение бледному, холодному голубому и серому позднему копенгагенскому стилю. Он заказал для суда одну важную и тщательно расписанную столовую. Это было описано как
При Николае II [1894-1917], который имел худший личный вкус и не любил искусство, стандарт быстро снизился. Во время его правления была сделана небольшая оригинальная работа, кроме, возможно, пасхальных яиц, и лучший фарфор состоял из замен или дополнений к услугам, ранее заказанным его более культурными предшественниками.
Первый знак Императорской Фабрики во времена Елизаветы и Петра III состоял из черного или впечатленного двуглавого орла и, реже, впечатленного якоря. Со времен Екатерины II и при всех последующих императорах этот знак состоял из инициалов правящего государя, нарисованных под глазурью, обычно синим, но иногда черным или зеленым. За исключением царствования Екатерины, эти инициалы преодолены императорской короной. Некоторые части, сделанные во времена Александра II, имеют инициал императора, окруженный круглым венком. Многие части маркированы, так как маркировка была впервые сделана обязательной Николаем I.
Хотя императорская фабрика обычно запускала стиль и темы для других российских фарфоровых мануфактур, за ней следовали и часто превосходили по качеству несколько частных заводов. Наиболее заметное из них было начато около 1756 года англичанином Фрэнсис Гарднер, который, по-видимому, впервые поселился в России в 1746 году. Он был успешно продолжен его потомками до 1891 года, когда он был продан гигантскому Кузнецовскому фарфорово-фаянсовому комбинату. Завод располагался в Гельском районе, недалеко от Москвы, где могла использоваться местная глина, пригодная для фарфора. Гарднер начал с немецкого менеджера по имени Гаттенберг, который позже присоединился к Имперской фабрике, и он нанял известного немецкого художника Кестнера. Но эти и другие иностранцы учили многих русских мастеров, главным образом крепостных, кто постепенно заменил их, как только они овладели различными методами; так что число иностранцев, занятых на ключевых должностях, со временем неуклонно сокращалось.
Группы Гарднера восемнадцатого века и фигуры сентиментального пастырского характера все еще близки к мейсенским прототипам, как и его редкие фигуры, представляющие персонажей итальянского Commedia del'Arte . Академик Г. Миллер, посетивший завод Гарднера в 1779 году, отметил, что «его качество соответствует качеству любого иностранного завода». Он обнаружил только один недостаток: «что его глазурь менее белая, чем саксонская. Но они пытаются исправить это, и зашли довольно далеко к успеху ». Селиванов: Фарфор и Фаянс Российской Империи. Мало того, что Гарднер уже конкурировал с Императорским заводом, он даже получил приказ от двора Екатерины II на специально разработанные услуги.
Миллер с восхищением отметил красоту одного из них, украшенного архитектурными сценами и классическим орнаментом. Гарднер также изготовил для Суда четыре отдельные столовые сервизы, украшенные гербами русских рыцарских орденов.
Конец подражанию иностранным образцам
К началу девятнадцатого века работа фабрики Гарднера была освобождена от подражания иностранным образцам. В частности, его фигуры русских крестьянских мастеров и ремесленников демонстрируют достойную простоту, далекую от возрастающей изощренности фигур Севера и Мейссена, которые делались в то время. Лучшие из них также показывают мастерство чувствительного моделирования и скульптурного равновесия, сопровождаемые смелым и блестящим диапазоном цветовых комбинаций, и часто умелыми контрастами между матовой и глазурованной росписью, используемой на одной фигуре. Все эти нововведения и усовершенствования иллюстрировали, так как русские модельеры и художники были свежо и независимо вдохновлены этим новым искусством и выходили за рамки того, что они узнали от иностранных мастеров.
Фабрика Гарднера не могла избежать общего упадка в изобразительном искусстве, который угнетал вторую половину девятнадцатого века во всей Европе. Но в ряде своих отдельных изделий она все еще поддерживала строгие стандарты более раннего века. Некоторые из его фигур национальных типов, особенно азиатских, смоделированы с необычайной утонченностью, даже в 1880-х годах, хотя окраска, как правило, была более грубой, чем в предыдущие десятилетия. Но многие из крестьянских фигур этого позднего периода воспитаны и «литературны». Некоторые до боли грубые и неуклюжие, и кажутся пьяными карикатурами их безмятежных и очаровательных предшественников. В этот период Гарднер также начал массовый чайный сервиз, весело расписанный розами в белых медальонах на темно-синем, красном или зеленом фоне. Многие из них предназначались для экспорта в Турецкую империю или Центральную Азию и носят арабские надписи под фабричной маркой Гарднера. Они достаточно широко распространены, чтобы быть знакомыми многим людям, которые никогда не видели более редких и прекрасных видов русского фарфора.
Фарфор Гарднера имел широкий спектр марок за 140 лет своего существования. Различные формы латинской буквы G, окрашенные подглазурным синим или черным цветом, были наиболее частыми в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Иногда знак похож на скрещенные мечи Мейсен со звездой. В первой четверти девятнадцатого века полное название фабрики, напечатанное кириллицей или латинскими буквами, становится все более частым. Во второй половине девятнадцатого века этот знак обычно представляет собой московский герб Святого Георгия и Дракона, окруженный кругом с полным названием фабрики, сначала впечатленный, а затем окрашенный в зеленый или красный цвет. В последние десятилетия существования фабрики двуглавый орел был добавлен к дизайну,
Один из важнейших заводов, стимулируемый защитным тарифом 1806 года, был запущен в том же году в селе Горбунов под Москвой, по некоторым данным Карл Милли. Он был захвачен в 1811 году московским купцом А. Поповым, который дал свое имя фабрике, которую он вместе со своим сыном Дмитрием лично строил и управлял до самой смерти в 1850-х годах. Десять лет спустя она была продана семьей Поповых и быстро передавалась от одного нового владельца другому. В 1870-х годах он принадлежал армянину и, наконец, русскому купцу, который ликвидировал все предприятие.
Фарфор Попова
Эта фабрика заработала большую часть денег на фарфоровых сервизах, предназначенных для загородных гостиниц. Но это также специализировалось на небольшом выпуске чрезвычайно прекрасных художественных произведений. Фарфор Попова, высоко ценимый коллекционерами, состоит из фигур русских мастеров, танцующих крестьян и изысканных блюд с изображением цветов или фруктов в высоком рельефе, которые по качеству своих моделей и расписных рисунков равны лучшим из заводов Гарднера и Империала. В музее Севра есть замечательная фигура негров, иллюстрирующая роман Бернадина де Сен-Пьера « Поль и Вирджиния». Масштабные церемониальные хлебно-соляные блюда с блестящими цветочными бордюрами были еще одной особенностью Попова. Знак этой фабрики на протяжении всего периода ее существования состоял из впечатленной или подглазурной синей монограммы, показывающей инициалы основателя.
Корниловская фабрика
Корниловская фабрика, основанная в 1835 году двумя братьями из купеческой семьи в Петербурге, занималась ремесленными мастерскими с императорских, гарднеровских и поповских заводов. Он быстро приобрел репутацию художественного совершенства и уже в 1839 году завоевал золотую медаль на Московской керамической выставке. Владельцы не жалели денег и хлопот, чтобы довести свою продукцию до совершенства, и для этого заказали оригинальные рисунки от ведущих художников того времени. Великолепная окраска, богатая позолота и декоративная утонченность корниловских изделий вскоре стали широко известны, и их искали коллекционеры. Но они остались намного дороже, чем соответствующий фарфор Гарднера.
В последние десятилетия XIX века на этом заводе началось массовое производство дешевых фарфоровых изделий на экспорт. Знатоки могут обнаружить разницу с первого взгляда. Различие становится еще проще благодаря тому факту, что весь корниловский фарфор после 1861 года отмечен полным названием фирмы подглазурным синим цветом, тогда как до этой даты подобные марки всегда были красным.
В 1817 году в России насчитывалось около 45 фарфоровых заводов, многие из которых были очень маленькими. В 1870-х годах их число возросло до семидесяти, а к концу века оно упало до пятидесяти. Со временем крупные фабрики поглотили маленькие или вытеснили их с производства. К началу двадцатого века гигантский комбинат им. М. Кузнецова уничтожил так много конкурентов, что на его долю приходилось около двух третей от общего количества керамики и фарфора, произведенных по всей Российской империи.
Только Имперская Фабрика, оставшаяся вне коммерческой конкуренции, вырвалась из периода вырождения, когда дешевизна и переходящая популярная новинка быстро завоевывали чисто художественное качество. Работая исключительно для двора, он поддерживал удивительно высокий уровень мастерства и декоративного блеска вплоть до самого конца девятнадцатого века, и даже во время правления Николая II.
Фарфоровые заводы Переваловых 1869-1920
Фабрика братьев Кустаревых (Костаревых)
Завод С.Я. Голенищевой-Кутузовой 1842-1851
Фарфор завода Поскочина С.Я. 1817-1842
Керамика г. Боровичи 1850-1940гг
Завод Левстрема (C.W. LOFSTROM)
Фарфоровая фабрика братьев Барминых
Фарфоровый завод Терехова - Киселева
Фарфор фабрики Я.Г.Храпунова-Новаго
Фарфор завода Попова (1811-1870)
Императорский фарфоровый завод
Товарищество производства фаянсовых и фарфоровых изделий Кузнецова М.С.
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Фарфоровый завод Гарднера в Вербилках
Турыгинский фарфоровый завод Дунашовых
Фарфоровая фабрика Василия Копейкина в Игнатове
Фарфоровый завод братьев Гулиных
Кузяевский фарфоровый завод братьев Новых
Фарфорово-фаянсовый завод Ауэрбаха 1809-1870 гг.
Фарфоровый завод братьев Батениных (Девятого-Батениных) 1811-1839
Керамический завод Гюнтера (1818-1870)
Фарфоровая фабрика Широбокова, Дипедри и Борисова
Фарфоровый завод Гужева Н.А 1860-1879 и Масленникова С.И. 1879-1889
Фаянсовые заводы Тамбовской губернии
Фарфор фабрики Малахова в д. Кузяевой
Киево-Межигорская фабрика фаянса
Фарфоровый завод Федяшиных 1866-1918
Фарфоровый завод Миклашевского, Волокитино
Фабрика князя Друцкого-Любецкого
Речицкий фарфоровый завод Куринова
Если Вам необходимо купить или продать изделия из фарфора, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно
|
Связаться с нами
|