История открытия фарфора в Европе учеными из Мейссена часто упоминается в истории европейского искусства и на, то есть веская причина: магия, тюремное заключение, дипломатия и воровство являются его основными темами; Мейсен маленький средневековый городок в Германии.
Крекинг, секрет фарфора, был новаторским достижением в нём, но это то, что рискует затмить, другие многочисленные достижения Мейсена в 18-м веке и за его пределами.
Мейсенские керамисты не только открыли формулу для создания фарфора, но и использовали эту формулу для создания действительно исключительных произведений декоративного искусства, скульптуры и посуды.
Где находится Мейсен?
Город Мейсен (также пишется Мейсан) - это небольшой город в Восточной Германии, в нескольких милях к северу от Дрездена. Он практически синонимичен с фарфором, настолько, что имя Мейсен обычно относится как к городу, так и к основанному там фарфоровому заводу.
В 18-м веке, когда мануфактура Мейсен была основана, город был частью Электората Саксонии, одной из стран, членов Священной Римской империи. Это было в начале 18-го века, во времена правления короля Августа II Сильного, который был также королем Польши.
Мейсен несколько раз переходил из рук в руки, в течение следующих двух веков, благодаря Семилетней войне и наполеоновским нашествиям, в начале 1800-х годов. На протяжении всего этого времени Мейсен оставался одним из самых важных городов в регионе, в немалой степени благодаря своему влиятельному фарфоровому заводу.
Когда был основан Мейсен?
Мейсенский завод официально начал производство фарфора 28 марта 1709 года; но история, которая позволила им достичь этой точки, была история, которая насчитывала тысячи лет.
Китайский фарфор в Европе
Фарфор производился в Китае в течение тысячелетий: точную дату начала производства невозможно определить, поскольку археологические находки датируются фарфороподобными изделиями еще в 1200 году до нашей эры.
Однако фарфор, каким мы его сегодня знаем, впервые был произведен в больших масштабах во времена китайской династии Тан (618-907 гг. Н.э.).
С этого времени китайский фарфор (или фарфор) постепенно выходил на европейский рынок, и с его помощью захватывал европейское воображение.
В средние века фарфор из Китая импортировался и продавался по чрезвычайно высоким ценам. Именно по этой причине фарфор также неофициально известен как «белое золото».
Высокая цена импортного фарфора и его редкость положили начало гонке среди европейских мастеров, чтобы найти секретную формулу. До этого момента европейским мастерам удавалось изготавливать только первоклассную глиняную посуду и фарфор с «мягкой пастой».
Китайский «твердый» фарфор, напротив, был прочным, полупрозрачным и мог противостоять теплу и воде.
Открытие фарфора в Мейсен
Правители со всего европейского континента безуспешно спонсируют усилия по производству этого вида фарфора с твердой пастой на своих землях.
Король Август II, курфюрст Саксонии и, следовательно, правитель Мейссена, был особенно очарован китайским фарфором, имея личную коллекцию из более чем 20 000 китайских предметов. Для него фарфор был символом его богатства и могущества, и было крайне важно, чтобы он стал первым правителем, раскрывшим секрет.
Прорыв наконец произошел около 1700 года, когда Августу стало известно об экспериментах, проводимых молодым алхимиком по имени Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719).
Беттгер хвастался, что он открыл секрет алхимии, то есть, чтобы добывать золото из ничего не стоящих материалов. Август потребовал, чтобы он совершил для него этот подвиг, и посадил молодого химика в темницу, пока он не сможет добывать золото.
К 1704 году Август был расстроен отсутствием прогресса у Беттгера и назначил математика Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса (1651-1708) контролировать его работу. В конце концов (и неохотно) Беттгер отказался от погони за золотом и приступил к экспериментам Чирнхауса с изготовлением фарфора.
Чирнхаус с помощником Бёттгером быстро обнаружил, что секрет изготовления фарфора заключается не в используемых ингредиентах, как предполагали многие, а в температурах, при которых глина обжигалась.
Их первые эксперименты привели к производству красного керамогранита (позже известного как Böttgerware), но к 1708 году они производили настоящий белый твердый фарфор.
Хотя есть некоторые споры о том, был ли это Чирнхаус или Бёттгер первым, кто раскрыл секрет фарфора (некоторые даже предположили, что он был изобретен в Англии первым!), Мы знаем, что в 1708 году Чирнхаус внезапно умер, оставив Бёттгера единственным, знающим технологию производства фарфора в Мейсене.
Только в следующем году, в 1710 году, Беттгер официально получил королевский указ о создании фабрики в Мейсене.
Как производится мейсенский фарфор?
Как выяснил Беттгер, секрет производства фарфора заключается в том, что он сжигает особый тип глины, известный как каолин (фарфоровая глина), при температуре около 1200 градусов по Цельсию.
К счастью для Беттгера, в сельской местности вокруг Мейссена было природное изобилие минерала; и его открытие ускорило развитие мейсенского фарфора.
В европейском производстве фарфора каолин смешивают с различными материалами: для производства фарфора иногда используют костный пепел, полевой шпат, кварц и даже стекло.
Традиционный и оригинальный метод Мейсена, однако, заключался в использовании смеси каолина и алебастра. Это было тщательно охраняемым секретом в течение нескольких лет, прежде чем промышленные шпионы с других заводов в Европе, наконец, раскрыли его.
К середине столетия фарфоровые фабрики в Вене, Севре, Венеции, Флоренции и Стаффордшире использовали формулу Мейссена с твердой пастой.
Что такое мейсенский фарфор?
Фарфор Meissen имеет характерный вид украшения, разработанный в течение 18-го века.
Поэтому, когда коллекционеры антиквариата и эксперты говорят о мейсенском фарфоре, они говорят не только о всем фарфоре, изготовленном в городе Мейсен, но и о фарфоре, который имеет свой собственный внешний вид, ощущение и стиль.
Действительно, как только мейсенские керамисты освоили изготовление фарфора, следующим шагом было освоить его роспись. Поскольку не было доступных европейских примеров, на которых можно было бы основывать свою работу, они, естественно, начали с подражания китайским произведениям.
Ранний мейсенский фарфоровый декор был в значительной степени завершен художником, которого они наняли из Вены в 1720 году, Иоганном Грегориусом Херольдтом (1696-1775), который разработал набор из шестнадцати эмалевых цветов, которые по-прежнему являются основными цветами, используемыми сегодня в производстве фарфора.
Именно с этого критического периода, в 1720-х годах, Мейсен приобрел свою репутацию во всем мире благодаря прекрасному фарфору.
"Пьесы Хёрольдта" были в основном выполнены в стиле шинуазри (то есть по китайским шедеврам), но он также разработал ряд изделий, вдохновленных японской керамикой. Они были известны как Indianische Blumen или «Индийские цветы».
Иногда Хёрольдт и его мастера сочетали японские и китайские стили.
Одним из помощников Хёрольдта был молодой скульптор по имени Иоганн Йоахим Кендлер (1706-1775), художник, которого сейчас помнят, как Мейссена, который привел его к золотому веку середины 18-го века.
Кендлер, в конце концов, вступил во владение Херольдтом около 1733 года, и его ранние произведения явно несут влияние великого эксперта по шинуазри.
С течением времени Кендлер разработал собственный виртуозный стиль. Сегодня Kändler помнят, как самого важного и уважаемого модельера Мейсена.
Гений Кендлера состоял в том, чтобы отвести Мейсен от подражания китайским произведениям и привести в соответствие производство Мейсена с появляющимся модным стилем рококо.
Большинство самых известных произведений Мейссена были произведены при Кендлере. Некоторые из самых характерных фарфоровых изделий 18-го века Мейсена описаны ниже.
Мейсенские фигурки животных
«Билли Козел» Мейсена по образцу Дж. Дж. Кандлера 1732, экспонируется в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Обратите внимание на необычный большой размер и чрезвычайно высокое качество детализации на этой удивительной скульптурной работе.
Одними из самых узнаваемых фигур Кендлера были фигуры животных, которые он изготовил для множества важных клиентов.
Интересно, что эти фигуры были в основном предназначены в качестве посуды. Их конструкции брали за образцы сахарных форм, приспособлений для выкладки сахара на парадные обеденные столы.
Сахар будет прессоваться в форму, обычно в форме животного и помещаться на обеденный стол для потребления. Ранние мейсенские фарфоровые фигурки повторяли рисунки этих форм, но поскольку они были более долговечными, в итоге они обрели собственную жизнь и стали собираться сами по себе.
Король Август II, основатель Мейсена, особенно любил эти фигуры. Он сознательно культивировал образ ученого и научного, и держал большой зверинец экзотических животных для демонстрации и изучения.
Фигуры животных Кендлера были необычайно точными и натуралистичными в их представлении, и они были особенно исключительными из-за высокого уровня детализации. Учитывая, что фарфоровая скульптура была новым ремеслом в тот период.
Мейсенские фарфоровые фигуры
Мейсен под руководством Кендлера также разработал серию человеческих фигур, которые были чрезвычайно популярны среди элиты Европы, а также среди коллекционеров сегодня.
У этих фигур были все атрибуты - легкость, грация, юмор и изобилие, самого лучшего искусства периода рококо.
В частности, Кендлер был вдохновлен знаменитой итальянской комедийной формой театра, и многие из его фигур были героями комедии: арлекинами, глупыми стариками, коварными слугами.
Именно беглость и яркость фигур комедии Мейсена показали весь спектр выдающихся способностей Кендлера.
К 1750-м годам Кендлер даже экспериментировал с объединением своих человеческих и животных фигур, что привело к созданию его знаменитого «оркестра обезьян», одного из самых узнаваемых произведений Мейсена.
Мейсенская знаменитая «группа обезьян», в которой представлены различные обезьяны в платьях 18-го века.
Мейсенская посуда
Помимо декоративной скульптуры, Мейсен был известен множеством предметов, которые, хотя и были удивительно художественными, были более функциональными по своей природе.
Мейсен, например, производится широкий ассортимент посуды 18-го и 19-го века.
Пожалуй, самым известным мейсенским сервизом - снова произведенным при Кендлере - была «Лебединая служба», созданная для Генриха фон Брюля, первым министром Саксонского электората, между 1737 и 1742 годами.
Набор состоит из более чем 2000 отдельных предметов и украшен декоративными элементами, вдохновленными природными формами, ботаникой и водой.
Мейсенские фарфоровые канделябры и вазы
Мейсен также производил фарфоровые канделябры и вазы 18-го и 19-го веков, снова используя многие из тех же стилистических элементов, что и в их посуде и фигурах.
В течение этого периода Мейсен даже выпускал целые люстры из фарфора.
В этих работах использовались те же цвета эмали, изогнутые формы и яркий дизайн, что и во многих других знаменитых предметах в стиле рококо.
Производство в Мейсене продолжалось после Kändler, и в течение 19-го и 20-го веков, вплоть до наших дней.
Произведения, созданные Мейсеном, никогда, однако, не соответствовали художественному триумфу расцвета его рококо под руководством Кендлера.
Действительно, многие из произведений, созданных Мейсеном в 19-м и 20-м веках, были возрождением старых моделей, представленных Кендлером, просто потому, что они были так популярны среди богатых европейских клиентов.
Тем не менее, 19-й век Мейсен действительно экспериментировал с новыми формами и стилями, особенно в период модерна в конце века. Мейсен также принял зарождающийся стиль артдеко в начале 20-го века.
Как определить мейсенский фарфор?
Диаграмма, показывающая различные следы подглазурного стекла, используемые Мейсеном в 18 веке
Классическим опознавательным знаком для Мейссена является синий знак скрещенных мечей под глазурью. Обычно он расположен на нижней части любого мейсенского произведения.
Тем не менее, Мейсен начал использовать подглазурную марку с 1770-х годов; до этого мейсенские пьесы были либо помечены «AR» (для Августа Рекса), либо вообще не были.
Так что не все настоящие мейсенские предметы имеют скрещенные мечи; и наоборот, не все фигуры со скрещенными мечами являются подлинными.
Таким образом, лучший способ идентифицировать подлинный Мейсен (как и большинство антиквариата) - это оценить общее качество изделия: яркость украшения, блеск позолоты, ощущение, вес и детали изделия.
Кроме того, есть ряд подсказок, которые выдают частички мейсенского материала: очень ранние частички должны быть серовато-белого цвета, но примерно после 1720 года (когда Хёрольдт изменил формулу Мейсенса), они должны быть блестящего белого цвета и яркая блестящая глазурь.
Настоящие мейсенские пьесы также должны быть отличительными по стилю: то есть они должны иметь либо элементы рококо, либо элементы барокко, но никогда не вместе.
Еще одно осложнение заключается в том, что к XIX веку копии произведений Мейсен были столь же высокого качества, как и «настоящие» вещи. Идентифицировать Мейсен по качеству уже недостаточно.
Таким образом, в общем, идентификация Meissen - это все равно, что идентифицировать фарфор хорошего качества в целом: это больше вопрос о том, как ощущается произведение, а не о том, какое имя ему присвоено.
Мейсен против дрезденского фарфора
Существует также определенная путаница в разнице между мейсенским и дрезденским фарфором, что неудивительно, учитывая близость двух городов. Предметы, которые на самом деле являются работой дрезденских мастеров, часто ошибочно называют Мейсеном, и наоборот. Здесь следует помнить, что Дрезден не начал производить свой собственный фарфор до 19-го века: любое изделие, которое ранее было маркировано Дрезденом, вероятно, было изготовлено в Мейсене, но декорировано в Дрездене. Поскольку Мейсен был монополией на фарфор на протяжении большей части 18-го века, их работы были чрезвычайно дорогими. Таким образом, для многих покупателей по всей Европе было гораздо дешевле купить не декорированные, простые мейсенские изделия и покрасить их в мастерских на месте. Большое разнообразие мастерских в Дрездене возникли в 18-м веке, исключительно благодаря фарфоровой фабрике Мейсен. Поскольку рынок фарфора в Дрездене вырос (и узнал секретную формулу фарфора), Дрезден разработала свои собственные отличные условия для производства фарфора в 19-м веке. Именно потому, что Дрезден в значительной степени вырос из Мейсена, их часто путают.
Мейсен сегодня
Сегодня в Мейсене все еще есть фарфоровая фабрика (хотя она и переехала из своего первоначального местоположения 18-го века), которая все еще продолжает производить фарфоровые и керамические изделия.
Что касается антикварных произведений Мейсена, большинство из них разделены между частными коллекциями и крупными музеями.
Музей Виктории и Альберта обладает потрясающей коллекцией некоторых из самых прекрасных произведений Мейсена, которые можно увидеть в керамических залах его флагманской лондонской галереи. В Германии коллекция Цвингера в Дрездене содержит множество фигур животных Кендлера.
На частном рынке также продается много мейсенских экспонатов, которые варьируются от очень доступных до удивительно дорогих (более ранние, более важные произведения).
В 21-м веке торговля в Мейсене столь же живая, как это было в 18-м веке. Возможно, нет лучшего свидетельства качества и красоты мейсенского фарфора, чем этот факт.