О произведениях ювелирного искусства, созданных на фабрике Ивана Петровича Хлебникова, осталось много информации. Однако о его биографии сохранилось намного меньше данных. Будущий ювелир появился на свет в 1819 году в семье купца Петра Хлебникова, который занимался торговлей серебряными, золотыми и бриллиантовыми предметами. Об образовании Ивана Петровича нет сведений. Судя по всему, он с юности работал совместно с отцом, а потом продолжил его ремесло.
В 1871 г. 52-летний Хлебников (на тот момент – купец первой гильдии) открыл в Москве фабрику изделий из золота, серебра и бриллиантов. Центральное здание на Яузской улице сохранилось до наших дней. На тот момент фабрикант уже имел огромный опыт и знания о разных областях ювелирного дела, что помогло ему быстро добиться успеха – за несколько лет его изделия стали известны и популярны не только в России, но и в странах Запада.
С 1872 года фабрика Хлебникова стала официальным поставщиком драгоценностей для князя Константина Николаевича.
Через год на Венской выставке Ивану Петровичу вручили две почётных медали. Его коллекция в русском стиле отличалась великолепной чеканкой и эмалью. Яркий пример – складень (церковный алтарь) сложной формы, покрытие которого сделано в технике перегородчатой эмали.
Серебряная позолоченная бочка с выемчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1879 г.
Ювелирные магазины Хлебникова находились в Москве (Кузнецкий мост, Ильинская улица), в Санкт-Петербурге (на Невском проспекте), на нижегородской центральной ярмарке. Фабрика насчитывала порядка ста работников. Также были основаны школы для скульпторов и художников.
С 1877 года фабрика поставляла продукцию для князя Владимира Александровича и за границу – в Нидерланды, Данию, Черногорию, Сербию (для местных князей и монархов).
К 1879 году Иван Петрович смог осуществить своё заветное желание – получил официальное звание поставщика для императорского двора и право чеканить герб России на своих изделиях.
В 1880 г. на предприятие Хлебникова трудилось примерно 300 мастеров – золотарей, чеканщиков, эмальеров, медников, серебряников, филигранщиков и галантерейщиков. Подключились к делу и четыре сына фабриканта – был открыт торговый дом под названием «И.П.Хлебников с сыновьями и Ко».
Ивана Хлебникова не стало в 1881 году, но его предприятие продолжило свою работу. За счёт продажи предметов ювелирного искусства и выполнения заказов фабрика процветала. В 1887 году торговый дом Хлебникова и его сыновей превратился в акционерное товарищество с базовым капиталом, составлявшим 660 тысяч рублей. К предприятию присоединились фирма и торговые точки ювелира Сазикова.
На фабрике Хлебниковых использовались передовые технологии – был установлен паровой котёл и работали две паровые машины.
После февральской революции 1917 года предприятие закрыли, а в 1918 году оно перешло к большевикам и превратилось в «Московский платиновый завод».
Чайный сервиз из серебра с позолотой и выемчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1886-1887 гг.
Выпускаемая продукция, особенности техники
Изделия фирмы Хлебникова были сделаны в русском национальном стиле с элементами модерна. Цветные эмали воспроизводили народные орнаменты – тончайшая работа напоминала роспись кистью. Подобный узор наносился на такие предметы, как портсигары, табакерки, шкатулки и солонки (изготовлялись в виде царского трона).
Посуда, выполненная из благородных дорогих металлов, напоминала по виду русские традиционные братины (сосуды для питья), чарки, ковши и чаши. Чернильницы были сделаны в форме теремов, а другие вещи украшались рисунком с жар-птицами, лебедями, петухами. На посуду наносились изображения, посвящённые иеромонаху Сергию Радонежскому и царю Ивану IV, а также сцены из народных былин и сказок. Удивляют своей красотой и детализацией маленькие скульптуры из серебра (в них прослеживаются фольклорные и народные мотивы), изготовленные чеканщиком Пучковым. Он работал с серебром настолько виртуозно, что мог передать в этом материале любую форму и фактуру – от ткани до кожи и волос.
Мастера, работающие на предприятии Хлебникова, были специалистами не только в чеканке, но и в нанесении эмали (перегородчатая техника). Они могли конкурировать даже с великолепным специалистом П.Овчинниковым! Многие из ювелирных изделий были украшены миниатюрами (живописная эмаль) и покрывались орнаментом с тончайшими кружевами.
Чайный сервиз из серебра с позолотой и выемчатой эмалью, Хлебников, Москва, 1886-1887 гг.
Производились и крупные серебряные предметы с минимальным количеством декора или с полным его отсутствием. Они были очень популярными благодаря своему высокому качеству и красоте. Подобные вещи можно увидеть в антикварной галерее «Лермонтов»: это, к примеру, подстаканник и ложка с гравировкой, произведённая в 1887 году.
Сочетание новейших технологий, необычных идей и отличного знания народных традиций проявилось в изделиях для церковных богослужений: это были иконные орнаменты, оклады, кресты, чаши с драгоценными камнями и узорами и т.д. Эти произведения искусства быстро привлекли внимание Церкви и императора, и со временем товарищество Хлебниковых стало получать специальные заказы от Московского Кремля:
- изготовление вещей для Храма Христа Спасителя (в 1883 году);
- оформление иконостаса в московском Соборе Благовещения (1896 год) и базилике святого Димитрия Солунского;
- надгробия для высших церковных чинов, иконы и киоты в Успенском Соборе.
Клейма фабрики Хлебникова
С 1874 по 1917 год на предприятии использовались различные клейма:
- герб князя Константина Романова;
- инициалы Ивана Хлебникова;
- с 1879 года на изделиях чеканился двуглавый орёл;
- с 1882 года, после смерти фабриканта, ставилось клеймо «Хлебниковъ», а также «Хлебниковъ съ СЫНми Ко.
Имя И.П.Хлебникова золотыми буквами вписано в историю русского ювелирного искусства.