Икона является неотъемлемой частью не только русской культуры, но и Европы в средние века, которая имела иной хронологический график, чем в России.
В отличие от западноевропейских стран, русское искусство пропустило эпоху Возрождения. Средневековье в России длилось с конца 10-го века, когда ранняя Россия приняла христианство, до конца 17-го и 18-го веков, когда Петр I взошел на престол и направил культуру страны в другом направлении. Тем не менее, развитие иконы никогда не прекращалось, и более поздние иконы и священные изображения были написаны для новых церквей, где можно было найти следы искусства барокко и рококо, классицизма и модерна.
Тем не менее, основные принципы развивались в те семь более ранних веков, когда церковное искусство преобладало над его светским аналогом.
Обратная перспектива
Главной особенностью визуального языка русских икон и принципиальным отличием от западноевропейской традиции является использование обратной перспективы. Обратная перспектива - это рисунок с точками схода, расположенными вне картины, который создает иллюзию, что эти точки находятся «перед» картиной. Таким образом, святые или сцена из Священного Писания, изображенная на иконе, переносятся в пространство между зрителем и плоскостью иконы. Изображение становится окном в священный мир, незаметным для человеческого глаза и не поддающимся логике. Из-за обратной перспективы мир открывается перед аудиторией, поражая своими космическими масштабами. Интересно, что даже когда древнерусские иконописцы познакомились с линейной перспективой, они не использовали эту технику в иконописи, потому что она не соответствовала цели и значению иконы.
Состав
Во всех древних иконах деревянная панель имеет заметное углубление, называемое «ковчег» (центральная часть панели значков), где размещается изображение. Это позволяет отделить земной мир, где зритель живет от небес, что изображено на иконе. Композиция иконы свободно объединяет события, произошедшие в разное время. Например, икона Успения Пресвятой Богородицы включает в себя смерть Марии, вознесение ее души Христом и ангелами на небеса, скорбь апостолов на ее смертном одре и апостолов, летящих сквозь облака из четырех углов Земли прощаться. Ключевое событие не просто помещается в центр, но также выделяется при фокусировке на нем. Таким образом, зритель сразу схватывает суть, а затем, заглядывая в икону, постигает детали повествования.
Золотой фон
Русская икона как явление была открыта только в начале 20-го века, когда реставраторы научились удалять многовековую грязь и свечную сажу с поверхности. До этого икона считалась древним мрачным искусством, но все изменилось, когда ярким и сияющим картинам удалось вырваться из темных слоев старой грязи и лака. Золотой фон икон является символом духовного мира и божественного сияния. Оно передает великолепие Царствия Небесного, где нет ночи. Вот почему складки и части одежды Христа, Девы Марии и святых были расписаны золотом. Иногда золотой цвет заменяли желтой краской, но смысл оставался прежним.
Цвет
В иконке каждый цвет имеет свое значение.Серый. Единственный цвет, который никогда не использовался в иконке. Смесь белого и черного или добра и зла воспринималась как цвет неуверенности и пустоты. Традиционно это считалось неуместным в иконописи.
Слоновая кость черный
Черная слоновая кость, также известная как костяной полукок, изначально производилась путем сжигания слоновой кости и смешивания полученного порошка древесного угля с маслом. Цвет все еще сделан сегодня, но обычные кости животных заменяют слоновую кость.
Кобальт
Слово происходит от немецкого кобольда, означающего «гоблин», суеверный термин, используемый шахтерами для руды кобальта.
Кармин
Кармин может быть получен из кошениль, путем кипячения высушенных насекомых в воде для экстракции карминовой кислоты, а затем обработки прозрачного раствора квасцами.
Идеальная форма
Круг как наиболее гармоничная и совершенная форма - это еще один способ обозначить небеса, в отличие от квадрата, который символизирует Землю.
В главной иконе Андрея Рублева «Троица» силуэты ангелов образуют круг.
Каноник
Иконографические изображения подчиняются Канону, который был заимствован у Византии, дополнен и частично переработан русскими мастерами. На практике это означает, что иконописцы использовали инструмент трассировки, такой как контурный трафарет и так называемое Руководство иконописца - книги с подробным описанием каждого святого. Независимо от того, был ли у человека округлая или острая борода, или он молодой или старый, и какого цвета была его одежда - все эти детали помогают зрителю понять икону. Некоторые изображения не так легко понять. Например, вы можете увидеть маленькие круги с такими же крыльями, как у ангелов на новгородской иконе XIV века «Патернитас с избранными святыми» (которая представлена в собрании Третьяковской галереи). Таким образом, с византийских времен эти образы были описаны в Библии, однако они не были олицетворены небесными добродетелями.
Жизнь святых
Агиографические иконы получили широкое распространение в России. Они сосредоточены на жизни святого от рождения до канонизации и прославления. Вокруг центрального поля, где изображен святой, есть пограничные сцены - череда небольших эпизодов, изображающих самые важные моменты его жизни. Необходимо изучить значок слева направо и сверху вниз, то есть, начиная с верхнего левого угла, сначала с верхнего ряда, а затем с левой и правой сцен вокруг центрального изображения. Иконография и истории некоторых русских икон уникальны и не имеют византийских прототипов, так как они связаны со святыми днями, которые отмечают только Русская Православная Церковь.
Покров Пресвятой Богородицы
Самым популярным из них является Покров Пресвятой Богородицы, основанный в 12 веке князем Андреем Боголюбским. Исторический сюжет взят из жизни Андрея Дурака для Христа из Константинополя. У него было видение, что Дева Мария появилась во время осады Константинополя, распространяя свой платок по городу, чтобы защитить его от нападений врага. Амбициозный князь сделал аналогичное заявление о защите русских земель.Настройка иконок
Традиция защищать наиболее почитаемые иконы с помощью «оклада», оправы из золота или серебра с драгоценными камнями, возникла в византийском искусстве. Однако в России это имеет особое значение. Символично, что обстановка играла ту же роль, что и золотой фон - она показывала свет и красоту Божьего мира. Короли и императоры заказывали их у лучших ювелиров, и теперь они свидетельствуют о развитии декоративно-прикладного искусства.
Где можно взглянуть на русские иконы?
В Москве
в Третьяковской галерееМузей Московского Кремля
Андрея Рублева Музей древнерусской культуры и искусства
Музей русской иконы.
В Санкт-Петербурге
Государственный Русский МузейМузей Фаберже.
Если Вам необходимо купить или продать икону, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно
|
Связаться с нами
|