Первые ручные гармоники появились в России в начале 40-х годов 19 века. Одни историки полагают, что их завезли из-за границы аристократы, а другие считают, что за их появлением в нашей стране стоят иностранные мастера, которые в те времена приезжали работать на местные оружейные заводы.
Сами же ремесленники поговаривали о том, что создателями гармоник были оружейные умельцы Шкунаев и Сизов, которые производили их еще с 30-х годов 19 века, но достоверных данных по этому поводу нет, как и нет сведений о каких гармониках идет речь – ручных или губных.
Уже ближе к середине 19 века мелкосерийное производство гармоник было освоено во многих губерниях и продолжало распространяться по территории нашей страны. Среди первых однорядных моделей появилась тульская гармоника, ее конструкция предполагала 8 клавиш и аккомпанемент для левой руки. Ключевым отличием инструмента было то, что одна клавиша издавала разное звучание при сжиме и разжиме меха. Именно они позднее получили название «гармоники русского строя».
Главным недостатком такой гармоники была невозможность свободного звучания в аккомпанементе. Именно это и стимулировало к дальнейшему совершенствованию конструкции. Со временем появлялись различные типы гармоник, а названия они получали в соответствии с местом производства – череповецкие, саратовские, смоленские и т.д. Инструменты отличались друг от друга размерами, количеством и расположением клавиш и колокольчиков.
Только в Орловской губернии умельцы сумели создать гармонику, которая давала один и тот же звук как при сжатии, так и при разжиме меха, она в простонародье называлась «ливенкой». Одновременно с ней сибирские мастера сконструировали аналогичную гармонику, которая имела аналогичное звучание и 15 клавиш в одном звукоряде. Свои коррективы в конструкцию позднее внесли вятские мастера, их работы отличались блестящей выработкой деревянных частей, что позволило повысить качество голосовых планок.
Первые двухрядные модели появились в 70-х годах. А в 1870 году Н.И. Белобородов создал первую хроматическую гармонику. И ему удалось сделать это на 2 десятка лет раньше, чем в Западной Европе.
Позднее в страну завезли венские и немецкие модели, но широкого распространения они не обрели. Отечественные умельцы совершенствовали свой инструмент, и в скором времени создали гармоники с клавиатурой как у фортепиано.
Появление баянов и аккордеонов
Главным стимулом к созданию баянов стало появление гармоники с полной хроматической гаммой в диапазоне четырех октав. Ее изобрел баварский мастер, а год спустя, отечественные мастера уже успешно использовали ее в качестве прототипа трех разновидностей баянов с выборным, готовым и готово-выборным аккомпанементом.
Позднее на его основе был создан аккордеон, который получил широкое распространение в 30-х годах 20 века. Его конструкция была более сложной с мелодийными клавишами и кнопками в аккомпанементе, а также регистровыми переключателями, которые позволяли изменять тембр и характер звучания.
Если Вам необходимо купить или продать гармонь, баян или аккордеон, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно
|
Связаться с нами
|