Сегодня невозможно назвать ни одного музея, где бы ни экспонировался старинный граммофон. Он пришел на смену табакеркам, музыкальным шкатулкам и музыкальным часовым механизмам, стал символом начала эры звукозаписи, прародителем магнитофонов и музыкальных центров.
Прародителями патефона стали фонограф и граммофон. Патефон стал лишь более усовершенствованной его моделью. Гильон Кеммлер, который был служащим известной французской фирмы «Патэ», смог существенно упростить внешний облик проигрывателя. Он заменил громоздкую трубу на компактный рупор, который расположил внутри устройства, при этом четкость звучания не ухудшилась. Патефон помещался в небольшой чемоданчик, что делало его мобильным. Его изобретение стало настоящим прорывом в музыкальной индустрии.
Все дело в игле
Воспроизведение звука в патефоне осуществляется за счет иглы, она же влияет и на чистоту звука. Сначала для граммофонов стали использовать иглы из стали. Их недостаток был в том, что они быстро приходили в негодность. В результате запись искажалась, звучание становилось неразборчивым, появлялся хриплый тембр. Одной иглы могло хватить на прослушивание пластинки только с одной стороны, так как менять ее приходилось через каждые 3-4 прокрутки.
Иглы из стали вытеснили сапфировые аналоги. Они имеют более длительный срок службы, но запасы нужно было все равно делать впрок. Специально для них создатели придумали небольшой выдвижной ящичек в конструкции чемодана, где можно было хранить запасные иглы. Большое преимущество сапфировых игл в том, что они стоили очень дешево, покупали их на вес.
Несколько слов о пружине
Двигатель проигрывателя стал еще одним слабым местом музыкального инструмента. Он приводился в действие посредством пружины, считавшейся на тот момент настоящим дефицитом. Отсутствие пружины превращало патефон в бесполезный чемоданчик. Пружина была очень уязвима и чувствительна, поэтому нужно было бережно с ней обращаться, аккуратно относится к процессу воспроизведения, создавать все необходимые условия, чтобы сохранить столь хрупкую деталь. Главная сложность состояла в том, что накручивать пружину приходилось раз в 5 минут, так как одного завода хватало всего на пять минут воспроизведения.
Да, качество звука и длительность воспроизведения композиций напрямую зависели от иглы и пружины, но контролировать и регулировать силу звука было невозможно. Она колебалась в промежутке от 80 до 100 дБ.
Появление одноразовых дисков
Первые пластинки для записи произведений изготавливались из целлулоида, запись на них велась только с одной стороны. Недостатков у таких пластин было много – большая толщина, шероховатые края, приличный вес. Масса одной пластинки составляла почти полкилограмма. Поэтому поиск лучшего материала постоянно продолжался.
Дополнительную сложность составляла большая протяженность звукового пути. Она могла достигать одного километра. Основание такой дорожки было под постоянным воздействием иглы, поэтому диски и иглы часто ломались уже после первой прослушанной песни.
Шоколадные пластинки
Какие материалы только не пробовали использовать мастера! Они изготавливали пластинки из каучука, металла, воска. Но постоянное воздействие острия иглы разрушало самую прочную сталь. Экспериментировали с самыми необычными материалами, даже из шоколада пытались делать пластинки, но результат не оправдал ожиданий.
Продолжительность жизни таких пластинок была предельно короткой. И не только потому, что они быстро изнашивались. Если запись не нравится, шоколадку пластинка может послужить вкусным десертом. Это прекрасный выход и одновременно настоящее искушение для сладкоежек, ведь на ней могла быть записана любимая песня.
В поисках лучшего материала
В один момент показалось, что ученые нашли идеальный материал для производства пластинок. Им стал лаковый червец – небольшой индийский жук, точнее его скорлупа, которую жук создает из смолы. Она прекрасно плавится, в расплавленном состоянии в нее добавляют твердые составляющие и охлаждают полученную смесь. В результате образуется твердый и пластичный сплав, который получил название «шеллак». Именно шеллаковые пластинки оказались самыми прочными. Недостатком оказалась лишь сложность их производства. Так как смолу нужно было сначала соскабливать, потом промывать в горячей воде, очищать от примесей, мусора и частиц дерева. Кроме того, такой способ добычи негативно сказывался на популяции жучков, так как для производства одной пластинки необходимо было использовать скорлупу 4000 насекомых.
На помощь в решении вопроса пришла всем известная пластмасса. Она обладает идеальными характеристиками для производства пластинок. Плотная поверхность материала позволяет сближать и сужать звуковые дорожки, создавая музыкальные диски с большой продолжительностью записи.
Отечественные производители пластинок
Первые отечественные пластинки стали выпускать на фабрике в с. Апрелевка в 1910 году. Занималась выпуском пластинок с речью политических деятелей того времени, наряду с ними тиражировала песни и произведения известных композиторов. В июле 1941 года здесь выпустили первые виниловые пластинки Советского Союза с песней «Священная война», а осенью того же года – с выступлением Сталина и записью парада на Красной площади.
Производство патефонов
Производство и реализация патефонов в России считалась прибыльным занятием, поэтому их выпуск освоили десятки отечественных предприятий, а буквально в каждом доме мечтали иметь такой проигрыватель. Постоянный спрос сделал производство патефонов массовым. Устройства выпускались трех типов:
- Стандартного размера
- Уменьшенные версии
- Портативные модели.
Наряду с массовым производством создавались и редкие модели для представителей высшего общества. Для их производства использовали элитные сорта дерева, ценные металлы, украшали резьбой и драгоценными камнями.
Самые известные производители патефонов
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПАТЕФОННЫЙ ЗАВОД
Он был основан на базе фабрики «Красный Октябрь», через 10 лет получил звание государственного, а спустя год был ликвидирован. Здесь осуществляли выпуск пластинок до начала войны. Информации о заводе сохранилось очень мало, но интерес к его продукции у коллекционеров остался по сей день.
Патефоны ленинградского завода отличались исключительными акустическими характеристиками. Прочный и удобный корпус, полное и чистое звучание. Ящик даже закрывался на ключ, а сам граммофон мог работать без источника тока.
ВЛАДИМИРСКИЙ ПАТЕФОННЫЙ ЗАВОД
Особенностью данного завода стало то, что первые патефоны были выпущены еще во время возведения цехов самого завода. Патефоны изготавливали по аналогу английских HMV.
С началом войны предприятие перевезли в Пермь. После войны завод получил название Молотовский. Ежегодно здесь выпускали один миллион патефонов, но в 1956 году он сменил специализацию, стартовав выпуск велосипедов, которые тогда были на пике своей популярности.
КОЛОМЕНСКИЙ ПАТЕФОННЫЙ ЗАВОД
Это одно из самых известных отечественных предприятий. Завод начал свою деятельность в 1933 году, а через 4 года их патефоны уже были представлены на парижской выставке. Даже искушенные французы восхищались инструментом.
Интересный факт. В годы войны партизаны использовали коломенские патефоны для ремонта пистолетов ППШ, так как в их конструкции были одинаковые пружины.
ПАТЕФОННАЯ ФАБРИКА «ГРАММОФОН»
Фабрика специализировалась на выпуске патефонов, а название фабрики «Граммофон» уже тогда ассоциировалось с символом качества музыкальных инструментов.
Патефоны производились по аналогии с английскими HMV. В те времена фабрика была одной из крупнейший в России, но сегодня вся ее продукция приравнивается к раритету, так как уцелевших патефонов в рабочем состоянии до наших дней дошло единицы.Если у Вас есть патефон с одной из этих фабрик, то мы можем бесплатно оценить его. Наш комиссионный магазин занимается скупкой патефонов по высокой цене.
Если Вам необходимо купить или продать патефон, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно
|
Связаться с нами
|