Карл Фаберже и рождение дома
В 1882 году Петер Карл Фаберже взял на себя управление ювелирным бизнесом, основанным его отцом. Вместе с братом Агафоном он преобразовал его в легендарный бренд. Братья отказались от традиций, доминировавших в то время, таких как обильное использование бриллиантов, отдав предпочтение креативному дизайну и насыщенности окраски камней. Они возродили искусство эмалирования, введя предметы роскоши, включая императорские пасхальные яйца — ныне символ ювелирного искусства, которые украшают ведущие музеи и частные коллекции по всему миру. Их мастерство сделало изделия Фаберже желанными раритетами.
Миниатюрная рамка Фаберже с разноцветной золотой и серебряной эмалью по гильошированному фону, мастер Виктор Аарме, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.
История предков Фаберже: путь от Франции до Балтийского региона
В период с 1685 по 1825 годы предки семьи Фаберже проживали в Пикардии на севере Франции под фамилией Фаври. Они были гугенотами, что ставило их в уязвимое положение в католической Франции после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV в 1685 году, который лишил их прежней защиты. Это вынудило семью покинуть Францию и мигрировать на северо-восток.
В ходе многочисленных перемещений и адаптации имя Фаври претерпело изменения, превращаясь в Фабри, Фабрие и, наконец, в Фаберже. К 1800 году один из потомков, Пьер Фаври, переехал в Пярну в Ливонии, территорию современного Эстонии, где продолжил семейное ремесло, сделав шаг к созданию будущей легендарной ювелирной династии.
Фаберже, мастер по ковшу Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Образование и карьера Густава Фаберже
В 1830-х годах Густав Фаберже, родившийся в 1814 году, отправился в Санкт-Петербург для изучения ювелирного мастерства. В столице России он начал свою профессиональную деятельность, сначала сотрудничая с Андреасом Шпигелем, который специализировался на изготовлении золотых ящиков. Углубляя свои знания и оттачивая мастерство, Густав позже присоединился к прославленной фирме Кейбеля, известной своими работами для российских императоров. Эта работа дала ему возможность накопить бесценный опыт и связаться с ведущими мастерами своего времени, что в дальнейшем позволило заложить основу для будущих достижений семейного бизнеса Фаберже.
Серебряная шкатулка Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Основание Дома Фаберже
1842: Старт Ювелирного Пути
В 1842 году Густав Фаберже завершил своё обучение и решил изменить имя на Фаберже. Этот шаг придал фамилии особый стиль и звучание, соответствующее русскому произношению, где «ге» напоминает «сойку». Густав основал ювелирный магазин в подвале на модной улице Большая Морская в Санкт-Петербурге. В это время он женился на Шарлотте Юнгсте, с которой начал новую главу в личной жизни и карьере.
1846: Рождение Продолжателя Традиций
В 1846 году у Густава и Шарлотты родился первый сын, Петер Карл Фаберже. Он получил образование в Санкт-Петербурге, что заложило основу для продолжения и расширения семейного ювелирного бизнеса, который вскоре станет всемирно известным благодаря мастерству и инновациям.
Портсигар серебряный с эмалью, работы Фаберже, Москва, 1899-1908 гг.
Учеба и Вдохновение
1860-1862: Начало Образования
В начале 1860-х годов Густав Фаберже с семьёй переехал в Дрезден, оставив свой бизнес в Санкт-Петербурге под управлением доверенных лиц. В Дрездене Петер Карл Фаберже продолжил своё образование, обучаясь в местной школе искусств и ремёсел. В этот период он часто посещал Grünes Gewölbe — музей, основанный Августом Сильным, где хранится крупнейшая в Европе коллекция сокровищ. В 1862 году в Дрездене родился второй сын Густава, Агатон Фаберже.
Ковш из серебра, позолоты и эмали. Фаберже, мастер Андерс Невалайнен, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
1864-1866: Европейское Турне
В 1864 году Петер Карл Фаберже отправился в грандиозное турне по ведущим культурным центрам Европы. Он учился у мастеров ювелирного дела в Германии, Франции и Англии, а также посещал курсы в Коммерческом колледже Шлосса в Париже. Осмотр шедевров величайших музеев Европы обогатил его художественное восприятие.
По возвращении в Санкт-Петербург в 1866 году он женился на Августе Джейкобс. Его наставником стал Хискиас Пендин, доверенный мастер его отца. Совместная работа включала каталогизацию, ремонт и реставрацию произведений искусства XVIII века в Эрмитаже. Такое погружение в изучение древних ювелирных техник оказало большое влияние на развитие Петера Карла и заложило основу его последующих новаторских работ. Именно тогда в его сознании закрепилась идея использовать классические жанры в современном ювелирном искусстве, что стало фундаментом его уникального стиля.
Миниатюрная фоторамка из разноцветного золота, серебра, гильошированной эмали и мелкого жемчуга, работы Фаберже, мастер Виктор Аарне, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Лидерство Петера Карла Фаберже и восхождение Дома
1882-1886: Новая Глава
После смерти Хискиаса Пендена в 1882 году Петер Карл Фаберже принял полный контроль над управлянием Домом Фаберже. Его работы произвели глубокое впечатление на царя Александра III на Всероссийской выставке в Москве, и монарх приказал представить эти шедевры в Эрмитаже как пример выдающегося российского мастерства.
В 1885-1886 годах компания получила заказ на изготовление пасхального яйца для императрицы, что принесло Фаберже почётное звание «Ювелир по особому назначению Императорской Короны». Следующий заказ на второе яйцо закрепил за ним эту привилегию.
Серебряная солонка Фаберже в форме дельфина, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
1887: Международное Признание
В 1887 году Дом Фаберже выставлялся вне конкурса на Скандинавской выставке в Копенгагене, где за судейство отвечал Эжен, старший сын Петера Карла. Компания была удостоена специального диплома, который подчеркнул международное признание её мастерства.
1888-1897: Укрепление Позиций
Эти годы стали этапом укрепления и расширения для Дома Фаберже. В 1890 году возможности петербургского офиса были удвоены, а сам Петер Карл получил звание Оценщика Императорского Кабинета, подтверждая высокий уровень профессионализма компании. Потеряв в 1895 году младшего брата Агафона, Петер Карл продолжил наносить свой след в истории ювелирного дела. В 1896 году компания снова выставлялась на международной арене и получила королевский ордер от дворов Швеции и Норвегии. Дом Фаберже стал символом роскоши и изящества, поставив высокий стандарт для всего ювелирного мира.
Серебряный позолоченный кубок Фаберже, мастер Юлиус Раппапорт, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Международное признание и война
1900-1906: Золотая Эра
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Дом Фаберже завоевал золотую медаль и признание ювелиров, которые отметили Петера Карла Фаберже как мэтра. Это сопровождалось вручением ему звания кавалера Почетного легиона — высшей французской награды. Честь также была оказана двум его сыновьям и главному мастеру. Выставка принесла компании коммерческий успех, обеспечив заказы со всего мира.
Компания перенесла свои мощности в специально построенное здание на Большой Морской, 24. Там находились мастерские, дизайн-студия, офисы, личные апартаменты Петера Карла и выставочный зал. Дом достиг пика, став крупнейшей ювелирной фирмой России с около 500 мастерами и дизайнерами.
В 1902 году Фаберже впервые публично представил свои изделия и императорские ценности в особняке барона фон Дервиса в Санкт-Петербурге.
В период с 1903 по 1906 годы Дом расширился за пределы России: открытие филиала в Лондоне и Киеве позволило привлечь новых клиентов. Николас, младший из братьев, был назначен одним из руководителей лондонского офиса.
Спичечная коробка Фаберже из серебра с позолотой и гильошированной эмалью, Москва, 1899-1908 гг.
1914-1918: Война и Революция
Начало Первой мировой войны изменило спрос на предметы роскоши и стало причиной дефицита драгоценных металлов. Фаберже адаптировался, производя медные изделия и детали для военных нужд, в том числе гранаты.
В 1915 году с закрытием магазина на Бонд-стрит из-за репатриации капитала, торговля продолжалась за счёт других методов. В 1916 году компания стала акционерным обществом.
В 1917 году лондонский филиал был продан парижскому ювелиру Лаклош Фрер, а бизнес в России перешел под управление "Комитета служащих компании К. Фаберже" после революции.
На фоне этих событий в 1918 году Дом Фаберже был национализирован, а активы конфискованы, что завершило эпоху легендарного ювелирного бренда в России.
Клейма Дома Фаберже
В Российской империи варьировались от полного названия бренда до инициалов «К» и «Ф», иногда с изображением двуглавого орла, символа статуса поставщика двора Его Императорского Величества с 1885 года. Они могли располагаться в прямоугольниках с острыми или закруглёнными углами или в кругах, отражая разнообразие и престиж бренда.
Мастерские и ключевые мастера Фаберже
Мастерские компании Фаберже располагались в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Их возглавляли выдающиеся мастера: Михаил Перхин, Эрик Коллин, Хенрик Вигстрём, Август Хольмстрем, Юлиус Раппопорт, Виктор Аарне, Карл Армфельдт, Андерс Невалайнен, Альфред Тилеман и Август Хольминг. Каждый мастер имел уникальное клеймо, которое проставлялось наряду с фирменным клеймом Фаберже. Мастера развивали свои уникальные стили: так, Михаил Перхин выделялся неорококо и ренессансом, также известен высоким качеством эмали, чеканкой золотых оправ и использованием многоцветного золота.
Искусство и художники компании
Художественные мастерские компании сотрудничали с талантливыми миниатюристами и художниками. Среди них были такие известные мастера, как Евгений Якобсон, Василий Зуев, Иоганнес Зенграф, а также скульпторы: Савицкий, Гринберг, Илинская-Андреолетти и Луиджи Буцци. Компания работала в сотрудничестве с именитыми мастерами, такими как Александр Бенуа, Валентин Серов, Фёдор Шехтель, Константин Крыжицкий и Сергей Соломко.
Мастера-эмальеры
Фирма обязана своим успехом виртуозным эмальерам. Руководил ими Николай Александрович Петров, который неутомимо разрабатывал новые цвета и виды эмалей. В коллекции компании было более 500 оттенков. Николая Петрова поддерживал его брат Дмитрий Петров. После революции Николай работал на Монетном дворе, а Иван Савельевич Брицын, выдающийся эмальер в той же мастерской, основал собственное дело.
Камнерезное искусство
Карл Фаберже также знаменит своими камнерезными изделиями и активно сотрудничал с Петергофской гранильной фабрикой, мастерами из Екатеринбурга и Оберштайна в Германии. В 1914 году фирма приобрела фабрику К. Верфеля, выполнявшую заказы с 1908 года.
Мастерская Фаберже славилась невероятным разнообразием и качеством художественных эмалей, придававших её изделиям ещё большую ценность и уникальность.
Список мастеров Фаберже
- 1-я Серебряная Артель (1896-1917)
- Описание: Специализировались на изготовлении изысканных серебряных изделий для фабрики Фаберже.
- Клеймо: «1CA»
- Александр Тилландер
- Описание: Владелец семейного бизнеса.
- Клеймо: Семейное
- Альберт Хольмстрём (1876-1925)
- Описание: Сын Августа Хольмстрёма, изготавливал ювелирные изделия для Фаберже.
- Клеймо: «AH»
- Альберт-Вольдемар Хольмстрём
- Описание: Финский мастер, последователь в семейной традиции.
- Клеймо: «AH»
- Альма Пиль (1888-1976)
- Описание: Ведущая дизайнер, работала над знаменитым Зимним пасхальным яйцом с 1909 года.
- Клеймо: Индивидуальное для каждого проекта
- Альфред Рудольфович Тилеман (1870-1909)
- Описание: Производитель уникальных украшений, работа завершилась до 1909 года.
- Клеймо: «AT»
- Андерс Микельсон (1839-1913)
- Описание: Известный финский мастер, изготавливал золотые портсигары.
- Клеймо: «AM»
- Андерс Невалайнен (1858-1933)
- Описание: Финский мастер, специализировался в ювелирных изделиях.
- Клеймо: Единое для рода
- Андрей Гурьянов
- Описание: Известный продолжатель дела Вильгельма Реймера, начал работу около 1898 года.
- Клеймо: «AG» (АГ) на кириллице
- Август Вильгельм Хольмстрём (1829-1903)
- Описание: Главный ювелир Фаберже с 1857 года.
- Клеймо: «AH»
- Август Фредерик Хольминг (1854-1915)
- Описание: Мастер, специализировался на создании сложных художественных изделий.
- Клеймо: «A*H»
- Верфель Карл Федорович (1846-после 1918)
- Описание: Работал до революции, выпускал ювелирные компоненты.
- Клеймо: Не указано
- Василий Соловьев
- Описание: Участник создания сложных эмалевых изделий.
- Клеймо: «VS»
- Виктор Майер (1857-1946)
- Описание: Начал работу как мастер в 1979 году, известен высоким стандартом изготовления.
- Клеймо: «VM»
- Вильгельм Реймер
- Описание: Первый мастер, предшественник многих известных ювелиров Фаберже.
- Клеймо: «WR»
- Габриэль Нюкянен (1854-1921)
- Описание: Мастер из Финляндии, работал с 1889 года, создавая золотые изделия.
- Клеймо: «GN»
- Иоганнес Зенграф (1857-1908)
- Описание: Мастер миниатюр, создавал работы для пасхальных яиц.
- Клеймо: Индивидуальное для каждой миниатюры
- Карл Армфельт (1873-1959)
- Описание: Финский мастер, изготавливал эмалевые изделия для Фаберже до 1916 года.
- Клеймо: «Я А» (ЯА) на кириллице
- Михаил Перхин (1860-1903)
- Описание: Известный мастер, руководил изготовлением императорских пасхальных яиц.
- Клеймо: «МП»
- Оскар Вольдемар Пиль
- Описание: Финский мастер, работал над небольшими ювелирными изделиями.
- Пиль Кнут Оскар
- Описание: Финский мастер, известен своими аксессуарами.
- Клеймо: «OP»
- Прахов Адриан
- Описание: Художник, специализировался на иконах для яиц.
- Клеймо: Нет данных
- Федор Афанасьев
- Описание: Особый вклад в развитие техники эмалирования.
- Клеймо: Не указано
- Федор Иванович Рюкерт
- Описание: Мастер перегородчатой эмали, его работы высоко ценились.
- Клеймо: «FR»
- Франц Петрович Бирбаум
- Описание: Архитектор и дизайнер, один из главных мастеров.
- Клеймо: «FB»
- Хенрик Иммануэль Вигстрём (1862-1923)
- Описание: Глава мастеров после смерти Перхина в 1903 году.
- Клеймо: «HW»
- Хильма Алина Хольмстрём
- Описание: Дизайнер ювелирных украшений, племянница Августа.
- Клеймо: Индивидуальное
- Хискиас Пендин (1823-1881)
- Описание: Один из первых партнеров Густава Фаберже.
- Эдвард Шрамм
- Описание: Специалист по золотым украшениям.
- Клеймо: Индивидуальное
- Эрик Август Коллин (1836–1901)
- Описание: Главный мастер ювелирной работы до 1886 года.
- Клеймо: «EK»
- Юхан Виктор Аарне (1863-1934)
- Описание: Финский мастер, известен работой с эмалью на золотых и серебряных изделиях.
- Клеймо: «ВА» (на русской кириллице)
- Юлий Раппопорт (1851-1917)
- Описание: Главный поставщик крупных серебряных изделий.
- Клеймо: «IR» (IP)
Фабрика Фаберже символизировала сочетание искусства и безупречного мастерства, воплотившего в себе величие и символизм царской России. Эстетическая ценность и техническое совершенство каждого произведения делают изделия Фаберже непреходящими шедеврами, которые продолжают вдохновлять и вызволять восхищение. Эти предметы не просто ювелирные изделия, а живые идеи их времени, олицетворяющие роскошь, вкус и культуру своей эпохи.