Зарождение искусства фарфора
Зарождение фарфорового производства в России было заложено еще во времена правления Елизаветы Петровны. В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером, и тем самым основал в Санкт-Петербурге фарфоровую мануфактуру. Гунгер представился ему знатоком всех тонкостей изготовления фарфора, поэтому его тайно вывезли из Швеции, чтобы открыть фарфоровое производство в России.
Набор из девяти русских фарфоровых и гипсовых пасхальных яиц, Императорский фарфоровый завод и др., 1830-1850-е и 1890-е гг.
Таким образом, «Невская мануфактура» стала в то время третьим фарфоровым предприятием на территории Европы. Организацией и управлением занимался барон Иван Черкасов, который одновременно управлял Кабинетом Ее Величества. К концу 1744 года производству фарфора привлекли горного инженера Дмитрия Виноградова, который впоследствии стал основоположником русского фарфора.
Пара русских фарфоровых ваз, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Александра I или Николая I, около 1825 г.
Клейма Императорского фарфорового завода до 1917 года
Проблемы и достижения
Проблемой и достижением Гунгера было то, что он не смог добиться высоких результатов. Попытки отточить производство оказались неудачными. А вот Виноградов смог разработать уникальный способ изготовления фарфора, глазурей и красок, а также методов их нанесения. Тем не менее, в 1747 году производство стало выпускать качественные предметы, включая портсигары, пуговицы и чашки.<С введением новых печей для обжига в 1756 году мастера смогли перейти к созданию более крупных предметов. Особым достижением стало создание сервиза, который использовался при парадных обедах императрицы, и который в настоящее время хранится в Эрмитаже.
Пять фарфоровых тарелок из Кремлевского сервиза, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая I (1825-1855)
Реорганизация и расцвет
СС приходом к власти Екатерины II предприятие получило новое название в 1765 году, а все изделия получили новую маркировку – вензель монарха. Именно в тот период на предприятии работал Жак-Доминик Рашет. Он был очень одаренным человеком, способствовал внедрению классицизма и античных мотивов в оформление.
Продавец птиц: фарфоровая фигурка, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Екатерины II (1762-1796)
Конец XVIII века стал расцветом для русского фарфора, и Императорский завод утвердился как один из ведущих в Европе, получая заказы на роскошные сервизы, такие как «Арабесковый» и «Кабинетский», состоявшие из множества предметов. Эти шедевры, а также портреты Екатерины II, пользовались огромным спросом и почетом.
Фарфоровая чашка с изображением князя Багратиона, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Александра I (1801-1825)
В период правления Павла I и Александра I
Павел I (1796–1801) унаследовал интерес своей матери к фарфоровому искусству, заказывая создаваемые специально для него сервизы. Его предпочтения касались более скромных, не столь вычурных дизайнов. При Александре I (1801–1825) произошли значительные перемены и привлечения иностранных мастеров, что способствовало развитию отечественного производства.
В это время активно создавались такие значимые изделия, как сервиз «Гурьевский», который стал настоящей оды народной победе после Отечественной войны 1812 года. Также в это время начали появляться живописные тарелки с портретами российских полководцев, отражая национальные темы.
Два фарфоровых кашпо, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая I (1825-1855)
Эволюция форм в XIX веке
Фарфор периода царствования Николая I стал известен своей тонкой росписью, где на вазы наносились картины великих мастеров. Параллельно с этим наблюдался стиль эклектика, дававший жизнь различным направлениям. Среди наиболее выдающихся работ — цветочные букеты от П.И. Ивана, поражающие своей достоверностью.
ФАРФОРОВАЯ ТАЦЦА, ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕРИОД НИКОЛАЯ II (1896-1917), 1899
В 1844 г., в честь 100-летия завода, был создан музей с произведениями, который позже оказался в Зимнем дворце. Эпоха Александра II (1855–1881) была отмечена уменьшением интереса к заводу, несмотря на успешные выставки, укрепившие репутацию завода как одного из ведущих европейских производителей.
Кабардинец: фарфоровая фигурка из серии «Народы России», Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период правления Екатерины II (1762-1796)
Поворотный момент
С началом правления Александра III (1881–1894) производство получило новый импульс. Государь активно заказывал изделия для своего дома и привносил свои идеи. Под влиянием модерна в декоре изделий начали доминировать природные линии и гармония с функцией.
В конце XIX - начале XX века, при Николае II, предприятие достигло высочайшего уровня мастерства. Однако с началом военных действий изготовление художественных изделий из фарфора значительно сократилось, и предприятие было вынуждено переключиться на выпуск технической продукции.
1-й Лейб-гвардии Его Величества стрелковый батальон: военная фарфоровая тарелка, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая II, 1908-1909 гг.
Национализация и переориентация.
В 1918 г. завод был национализирован и стал частью ГФЗ, переданного под управление Наркомпроса. Дореволюционный фарфор был очень хорош, но требовал изменений в соответствии с требованиями времени. Перед предприятием была поставлена цель: производить изделия, которые бы стали рупором революции, оставаясь при этом на высшем уровне как в форме, так и в исполнении.
Советская фарфоровая тарелка: "Третий Интернационал", Александра Щекотихина-Потоцкая, Государственный фарфоровый завод, 1921 год.
Советская фарфоровая фигурка «Красногвардеец», Василий Кузнецов, Государственный фарфоровый завод, около 1918 г.
Революционный фарфор 1920-х гг.
XX столетия представляет собой уникальную главу в развитии искусства. В этих изделиях с точностью до мельчайших деталей отражены все настроения первых лет пролетарской революции. Изначально предназначенный лишь для избранных, фарфор стал выразителем революционных идей, активно распространяя их среди широкой аудитории.
Советская фарфоровая группа «Женщина и ребенок с рыбой», Наталья Данько, Государственный фарфоровый завод, 1920-е гг.
Клейма ГФЗ
Вклад в становление советского искусства
Под руководством Сергея Чехонина, которого со временем прозвали главой советского ампира, в изготовлении агитационного фарфора участвовали и другие мастера, например, Александра Щекатихина-Потоцкая, Наталья Данько и Василий Кузнецов и другие. Им также содействовали знаменитости художественного мира, например, Борис Кустодиев и Кузьма Петров-Водкин. Несмотря на краткосрочный интерес к супрематизму на заводе, благодаря Николаю Суетину, который позже возглавит творческую мастерскую завода, принципы супрематизма плавно вошли в творческую жизнь предприятия на долгие годы.
Советская фарфоровая фигурка работницы за шитьем, Государственный фарфоровый завод, около 1927 г.
Инновации и технический прогресс
Параллельно с этим предприятие активно наращивало выпуск химической и технической посуды. Именно на этом предприятии смогли создать оптическое стекло. В 1925 г., в честь 200-летия РАН, заводу присвоили имя прославленного отечественного исследователя Михаила Ломоносова.
Советская фарфоровая статуэтка «Танцовщица», Б.М. Кустодиев, Государственный фарфоровый завод, около 1930 г.
Клейма ЛФЗ
Война и эвакуация
С началом ВОВ уже в августе 1941 г. основную массу оборудования и экспонатов музея, которая насчитывала тысячи изделий, эвакуировали в Свердловскую область, г. Ирбит, где в самые сжатые сроки наладили производство автосвечей. Они предназначались для моторов танков и прочей боевой техники.
Радио для деревни: редкая советская фарфоровая скульптурная группа, Наум Конгисер, Ломоносовский фарфоровый завод, Ленинград, 1927
Возрождение после ВОВ
После снятия блокады и возврата из эвакуации началось восстановление производства. Завод сосредоточился на выпуске санитарно-технического оборудования, востребованного для возрождающегося города, постепенно возвращая и производство художественного фарфора.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Большое советское фарфоровое блюдо, Ломоносовский фарфоровый завод, Ленинград, 1927 г.
Возвращение к истокам в искусстве
В 1960-х, в период оттепели, фабрика снова возвратилась к лозунгам 1920-х: "Искусство — в быт" и "Искусство — в производство". ЛФЗ занялся белым фарфором и лаконизмом форм, отходя от пышности прошлых лет.
Матрос и его подруга на свидании или встреча, Ломоносовский государственный фарфоровый завод, Ленинград, 1954
Современные заслуги и мировое внимание
В 70-е годы предприятие было активным участником отечественных и международных выставок, где неоднократно получало награды. В 80-м году ЛФЗ был награжден международной премией "Золотой Меркурий" за вклад в развитие производства и международное сотрудничество.
Группа из шести фарфоровых фигурок по мотивам произведений Н. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души», Ломоносовский фарфоровый завод, 1950-е гг.
Традиции и современность
Сохранение культурного достояния и наследия лет и поколений, сохранение опыта прошлых поколений остаются ключевыми принципами работы мастеров фарфорового дела. Изделия Ирины Олевской, Тамары Афанасьевой и других художников демонстрируют новаторский подход, а марка "ИФЗ" известна своей глубиной и неповторимыми эмоциональными образами.
От прошлого к будущему
Сегодня Императорский фарфоровый завод является символом высокого искусства, активно принимает современные вызовы, поддерживает тренд на практичность и экологичность, в том числе через развитие подбренда IPM HOME для повседневного использования.