Основание и ранние годы
Предприятие, на котором трудились мастера, создававшие фарфоровые шедевры, было открыто в 1754 г. британцем Ф. Гарднером. На протяжении более двух столетий она производила фарфоровые шедевры, которые украшали императорские дворцы как в нашей стране, так и в европейских странах. Перед тем как запустить собственное производство, Гарднер объездил Российскую Империю в поисках подходящей глины. Ему удалось обнаружить «глуховскую глину» в Малороссии на Черниговщине». Обладая надежным сырьем, Гарднер поставил перед собой задачу: обеспечить страну высококачественной фарфоровой продукцией.
мужская фигура Гарднера, Вербилки, конец XIX века
Клейма Гарднер

Организация и становление
Организация и становление
Для организации фабрики Гарднер привлек Франца Гаттенберга, который был сыном и преподавателем Женевского университета. Последний вскоре был вызван в Российскую Империю для управления Императорским фарфоровым заводом. Мануфактура Гарднера, расположенная в Подмосковье, выпускала изделия, которые по качеству не уступали европейским. Изделия, созданные здесь, украшали жилища знатных и богатых семей Российской Империи и Европы.
Фарфоровая модель медведя, фарфоровый завод Гарднера, Вербилки, конец XIX века
Легенда о великолепии
Ходят слухи, что Екатерина II, готовясь отметить свой день рождения, дала указание Потёмкину превзойти по роскоши известные пиры, описанные в «Тысяче и одной ночи». Князь справился с задачей: сладкое блюдо сопровождалось фарфоровыми чашками, украшенными драгоценными камнями. Этот заказ был выполнен на мануфактуре и впечатлил императрицу.
ТРИ РУССКИХ ФАРФОРОВЫХ ТАРЕЛКИ ИЗ СЕРВИЗА ДЛЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО АНДРЕЯ, ФАРФОРОВАЯ ФАБРИКА ГАРДНЕРА, ВЕРБИЛКИ, ОКОЛО 1780 ГОДА
Развитие мастерства и продукции
Для подготовки отечественных специалистов был создан набор, который привел к созданию трёх императорских сервизов. В знак благодарности за поддержку в войне с турками был создан набор из фарфора, что привело к созданию трёх имперских наборов. Каждый из них содержал фарфоровые предметы разных размеров и назначения. Сервизы использовались на праздниках более 150 лет и нашли свое отражение в сочинениях русских классиков. Фарфоровая фигурка водоноски, мануфактура Гарднера, 1820-е гг.
Фарфоровая фигурка водоноски, мануфактура Гарднера, 1820-е гг.
Рост и расширение производства
Развитие и расширение производства фарфора фабрики изначально осуществлялось с помощью европейских специалистов, прибывших из Германии. Среди них был Иоганн Миллер, который ранее работал на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря талантам Гарднера производство охватило и массовый сегмент, сделав фарфор доступным для широкой публики. Население фабрики удвоилось за десятилетие, предоставляя рабочие места преимущественно русским мастерам. Большой русский фарфоровый чайный сервиз, фарфоровая мануфактура Гарднера, Вербилки, 1820-е гг.
Большой русский фарфоровый чайный сервиз, фарфоровая мануфактура Гарднера, Вербилки, 1820-е гг.
Преемственность и наследие
После смерти Франца Гарднера его родственники взялись за дело, удерживая позиции ведущего частного предприятия. В XIX столетии фабрика сохраняла лидерство в изготовлении изделий из фарфора, расширяя ассортимент, в частности городскими пейзажами и изображениями знаменитостей. Стали востребованы именные сервизы с гербами и монограммами, что обеспечивало высокую оценку и взыскательные заказы.
Бородинское сражение: Фарфоровая военная тарелка, мануфактура Гарднера, Вербилки, конец XIX века
Возрождение и интеграция
В конце XIX в. фабрика переживала неоднозначную экономическую ситуацию. Ее приобрел Матвей Кузнецов, успешно интегрировав в свое предприятие, сохраняя марку Гарднера вплоть до 1917 г.
Советский фарфоровый сервиз: «Советскому метрополитену», завод «Вербилки», 1935 г.
Советский период и признание
Во время существования Советского Союза фабрика не теряла своей значимости, получая многочисленные награды за высокое качество продукции. Во время проведения международной экспозиции 1937 г. в Париже и в 1958 г. в Брюсселе произведения фабрики получили признание. В 1966 г. предприятию присвоили государственную премию.
Серп и молот и пшеница: тарелка, фабрика Вербилки, 1934-1940 гг.
Маленький морячок играет: советская фарфоровая фигурка, Дмитровский фарфоровый завод, Вербилки, 1930-1931 гг.
Клейма Вербилки

Постсоветское время и современность
После внесения изменений в производственную линию, компания получила новые награды и звания. С 2007 фабрика стала членом Гильдии поставщиков Кремля, а в 2008 году завоевала Национальную премию «Стиль года». Её заслуги были признаны Минкультуры России, а в 2012 году выиграна первая степень на конкурсе сувенирной продукции.
Наследие и продолжение традиций
В настоящее время компания выпускает линейки продукции с сохранением традиций, разрабатывая эксклюзивные товары, восстанавливая образцы XIX века и пропагандируя вековое наследие русского фарфора. Компания остается обладателем значимых титулов и наград как в России, так и за рубежом.