Чаепитие сегодня - это бесцеремонный ритуал. Он поставляется в мешках, смешивается с молоком и глотается из кружек. Чай смолисто-черный или бежевый. Чай перемешивают, окунают, хлебают и глотают, никогда не вкушают и не пьют.
Но так было не всегда. Более трехсот лет чай в Европе был напитком - и занятием - связанным с самой высокой роскошью. В течение многих лет только самые богатые в обществе могли себе это позволить. Вполне естественно, что для этого роскошного напитка должны быть подходящие роскошные предметы. Начиная с рассвета чая в Европе, чайные сервизы использовались, чтобы показать статус и великолепие их владельцев. Старинные чайные сервизы всегда были скорее искусством, чем функциональной вещью. В каждую эпоху главные мастера своего времени взялись за создание еще более впечатляющих, роскошных и великолепных чайных сервизов.
Мейсенский фарфоровый чайный сервиз
Хотя чай был неотъемлемой частью китайской и японской культуры на протяжении веков, он был ввезен в Европу только в 17 - м веке, когда он был серьезно дорогой товар, доступный только очень немногие. Чай был импортирован из Китая, и, как и в Китае, он был пропитан экзотической интригой. Чай был одним из элементов более широкого европейского увлечения всем китайским языком в XVII и XVIII веках.Богатые европейцы почитали не только китайский чай, но и китайское ремесло и китайскую культуру в целом. В частности, открытие китайского чая европейскими путешественниками было тесно связано с открытием китайского фарфора, который в то время никто в Европе не умел делать.
После десятилетий попыток в 1708 году керамисты из немецкого города Мейсен открыли секрет тонкого китайского фарфора .
Возможно, неудивительно, что некоторые из самых первых «китайских» изделий, которые они собирались сделать, были сосудами для чаепития. Возможно, было даже менее удивительно, что они решили украсить эти предметы в стиле китайских.
Этот стиль украшения, известный как шинуазри , был невероятно популярен в то время.
Что особенно интересно в этом наборе, так это то, что форма кусочков гораздо ближе к тому, что мы ассоциируем с китайскими чайными сосудами, чем с европейскими: все чашки имеют две ручки, а не одну, а в комплект входят две чайные миски (например, китайский чай (chawan ), используемый для заваривания чайных листьев перед подачей на стол.
Этот фантастический набор является одним из самых важных и тщательно продуманных наборов Мейсен с начала 18- го века. Построенный в 1720-х годах, набор был написан Иоганном Грегориусом Хёрольдтом, самым опытным художником фарфора Мейсена того времени.
Он известен как «Служба полуфигурок» из-за отличительных, запутанных изображений половинной длины китайских мужчин и женщин, которые украшают внешность частей.
Изделие также изготовлено из самого прекрасного фарфора: тонкого, хрустящего и с потрясающей прозрачностью.
И все же, хотя этот набор может многое рассказать нам о происхождении чаепития в Европе, что, пожалуй, самое интригующее в нем, это то, что он, вероятно, никогда не употреблялся для питья чая: будучи такого высокого качества, этот набор был разработан для демонстрации , а не используется.
Таким образом, с самых ранних дней чая в Европе чайные сервизы были предметами роскоши так же, как и предметом функциональности.
Чайник для посуды Wedgwood
Экспонируется в Национальном музее американской истории в Вашингтоне.Наш следующий античный меньше объект роскоши , чем объект , который находится в самом сердце истории чая в 18 - м веке.
Рынок китайского чая быстро рос среди богатых классов Европы в 18 - м веке. Великобритания, возможно , страна наиболее известна своим навязчивым чаепития, ввозимые тысячи тонн чая из Китая через 18 - го века.
Ряд фантастических чайных сервизов 18- го века из Британии указывают на его растущую важность в элитной культуре.
Британия сыграла основополагающую роль в экспорте культуры чаепития по всему миру, и не в последнюю очередь для растущего числа колоний: в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, а затем и в Индии.
Одна из колоний, которая была гораздо менее восприимчива к британскому чаю, была Америка, которая лихо провозгласила свою независимость от Британии в 1776 году.
Главным в умах американских повстанцев были вымогательски высокие налоги на импорт, наложенные британцами - не в последнюю очередь на импорт чая. Один налог, известный как Закон о гербовом сборе 1766 года, был особенно ненавистным.
Чай станет символом в борьбе Америки за свободу: один из определяющих моментов в начале движения за независимость был известен как Бостонское чаепитие 1773 года, когда американские повстанцы высыпали содержимое трех чайных кораблей в порт Бостона.
Американские повстанцы нашли сочувствующие голоса и по другую сторону Атлантики: одним из них был знаменитый стаффордширский гончар Джозия Веджвуд, один из выдающихся керамистов, работавших в то время в Англии.
Керамика Wedgwood сегодня считается одной из лучших британских доступных столовых приборов. Его серия «кремовой посуды» - посуда, изготовленная из тонкого глиняного глазури, покрытого свинцом, - была популярна среди британской королевской семьи, и по этой причине позже стала известна как королевская посуда.
Сам Веджвуд не был поклонником Закона о гербовом сборе, отчасти по идеологическим причинам, а отчасти потому, что налоги повлияли на его экспорт в Америку.
В 1760-х годах он разработал этот культовый чайник для американского рынка с простым и ясным посланием. «Закон без штампов» был выгравирован с одной стороны, а «Успех в торговле в Америке» - с другой.
Изображенный чайник берет дизайн, подобный оригинальному Wedgwood, который теперь перешел в частные руки.
Считается , что существует несколько таких протестных горшков , сделанных гончарных Англии через 18 - го века. Изображенный горшок был изготовлен в Дерби, и в настоящее время экспонируется в Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.
Французский Серебряный позолоченный чайный сервиз
Серебряная позолота периода французской империи, выполненная Жаном-Батистом-Клодом Одиотом для Гуго-Бернара Марэ, 1-го герцога де Бассано. © N. Sethia Foundation / Коллекция ЧитраВ то же время, когда чай становился символом революции в Америке, он становился символом высокого искусства в Европе.
В начале 18- го века, как мы видели, чай был напитком, который ассоциировался с великолепием Дальнего Востока.
Однако к началу XIX века Европа уже утвердила чай как свой собственный.
Европейские страны (особенно Британия) в начале 19- го века изо всех сил пытались сломать монополию Китая на торговлю чаем, и кульминацией этого стало опиумные войны 30-х годов.
Этот сдвиг от Китая неизбежно отразился на декоративных стилях чайных сервизов: вместо того, чтобы выбирать стили китайской посуды, создатели чайных сервизов начали согласовывать свои творения с основными декоративными стилями того времени.
Например, фабрики в Мейссене и Севре были особенно известны своими услугами в стиле рококо ; в то время как Веджвуд в Британии был пионером неоклассического стиля .
Этот фантастический чайный сервиз начала 19- го века является классическим образцом в стиле французской империи . Он наполнен триумфальными наполеоновскими и неоклассическими мотивами, включая лебединые ручки, крылатые опоры и рельефное украшение.
Однако наиболее важным является выбор материалов, из которых изготовлен этот набор. В то время как большинство китайских наборов 18- го века были изготовлены из фарфора или другой керамической посуды, к началу 19- го века появилась особая европейская традиция: делать чайные сервизы из серебра или, в особых случаях, из позолоченного серебра.
То, что европейское дворянство и королевская семья заказывали чайные сервизы из серебра и позолоты (твердое золото нельзя было использовать, поскольку оно было слишком мягким), свидетельствует о важности чая в элитном обществе.
Развлечение гостей чаем, поданным из великолепных, дорогих чайных сервизов, стало неотъемлемой частью вежливой культуры в Европе.
Этот фантастический, роскошный набор был сделан для Hugues-Bernard Maret, одного из генералов Наполеона и позже его государственного секретаря. Это работа известного французского серебряного мастера Жана-Батиста-Клода Одиота (1763-1850).
Севрский «Сетчатый» фарфоровый чайно-кофейный сервиз, 1855 г.
Фарфоровый сервиз Sevres в китайском стиле, демонстрирующийся в Музее искусств Метрополитен, Нью-Йорк.К середине XIX века чаепитие стало общепринятым европейским прошлым, и лучшие чайные сервизы становились все более изысканными и изысканными.
В течение 19- го века, и чай все больше импортировался из Британской Индии, а не из Китая, что делало его более дешевым и доступным, в центре внимания был чайный набор, а не чай.
Лучшие мастера Европы в 19 - м веке пошли на новые длины , чтобы создать еще более впечатляющие чайные сервизы. Этот набор, экспонирующийся в музее Мет в Нью-Йорке, является работой ведущего производителя тонкого фарфора в XIX веке, Национальной фабрики Франции во Франции.
Мастера в Севре усовершенствовали инновационный метод производства фарфора, известный как «ретикуляция»: внешний слой каждого из кусочков образует решетчатую структуру, почти как если бы он был пробит или вырезан.
Тонкий слой фарфора внутри прекрасно прозрачен, придает каждому изделию несравненную легкость и блеск.
Этот набор предназначался исключительно для демонстрации технических навыков его создателей.
В этом наборе все еще чувствуется влияние китайского искусства: от изогнутых, похожих на бамбук ручек и носиков чайника до включения чайной чаши с крышкой и чайного подноса в стиле лака.
И все же цветовая гамма - розовый, золотой и белый - полностью европейская. Важно также, что набор был разработан для чая и кофе. Если в 18-м веке эти два напитка были отличительными - чай потреблялся дома, а кофе - в кофейнях, - в 19-м веке все большее число услуг было разработано для обслуживания как любителей чая, так и кофе.
Этот набор представляет собой потрясающее сочетание различных стилей, что является важной особенностью декоративно-прикладного искусства 19- го века в целом.
Серебряный чайный сервиз в японском стиле от Tiffany's, c. 1878
Серебряный и твердый чайный сервиз «Тиффани», выполненный по принципу «смешанный металл», такой же дизайн, как и набор «Тиффани», представленный в 1878 году на Парижской выставке Universselle. © N. Sethia Foundation / Коллекция ЧитраСпособность создателей 19- го века сочетать разные стили для создания чего-то нового и впечатляющего также много свидетельствует об этом довольно красивом наборе конца 19- говека, разработанном Эдвардом Муром, главным ювелиром легендарного ювелирного заведения Tiffany's.
Контекст, в котором работал Мур, был индустриальной революции, которая полностью изменила культуру чая.
Производители таких роскошных чайных наборов должны были найти способ отличить их от дешевых керамических, которые массово производятся для мирового рынка.
Но, что интересно, они не возражали против использования «современных» технологий для создания своих продуктов: этот инновационный набор использует новаторскую новую технику, известную как «смешанный металл», которая включает в себя инкрустацию металлов разного цвета (таких как медь и золото), а также твердые камни на поверхности серебра.
Его дизайн был настолько успешным, что он выиграл Гран-при Тиффани за изделия из серебра на выставке в Париже 1878 года. Компания сделала несколько таких наборов в 1870-х и 1880-х годах, особенно для американской семьи Вестингауз .
В конце XIX века его оформление также вошло в новое увлечение японским искусством . Этот японский стиль декорирования, известный как японизм , станет предшественником стиля модерн , который часто рассматривается как первое по-настоящему современное движение в декоративном искусстве.
Действительно, Зигфрид Бинг, один из главных игроков движения в стиле модерн, высоко оценил этот набор и его дизайнера Эдварда Мура как «одного из первых, кто осознал реальную ценность сокровищ» Японии.
Также интересно то, что дизайны отдельных предметов намного ближе к тому, что мы ожидали от чайного сервиза в 21- м веке: чайник имеет гладкий современный дизайн, а не сахарную ложку для сахарницы. это пара щипцов для сахарных кубиков, изобретенная только в 1840-х годах.
Этот потрясающий набор, благодаря своей простоте, инновационному дизайну и японскому стилю, является, пожалуй, одним из первых примеров действительно современногороскошного чайного сервиза.
Русская перегородчатая эмаль и серебряно-позолоченный набор самовара, конец XIX века
Эмалированный серебряно-позолоченный самовар, установленный Фаберже, конец 19 века. Этот набор изначально был создан для семьи Романовых и сейчас экспонируется в музее Фаберже в Санкт-Петербурге.К концу XIX века чай прочно вошел в современность. К середине 20- го века чай был, удивительно, самым популярным напитком в мире после воды.
И хотя чай массово производился для массового рынка во всем мире, в каждой стране были разработаны свои собственные церемонии и ритуалы, связанные с чаем.
В Японии была знаменитая и многовековая чайная церемония . В Британии был «полдник», питательный вечерний ужин с чаем, предназначенный для заправки рабочих после долгого рабочего дня.
А в России была совершенно другая чайная культура, что отражалось в отличительном дизайне чайных сервизов.
Русский чай будет завариваться с высокой концентрацией листьев и сахара в маленьком горшочке и разливаться в маленькие чашки, прежде чем разбавляться горячей водой, хранящейся в урне, известной как самовар . Русский чай сладкий и черный, и традиционно подается со сладкими блюдами.
Самовар, пожалуй, знаковый инструмент русского чаепития. Горячие угли помещаются в верхнюю часть, и они нагревают трубу, которая проходит через середину ствола, таким образом сохраняя воду внутри горячей.
Поскольку самовар играл столь важную роль в чаепитии в России, неудивительно, что самовары, как и другие европейские чайные объекты, превратились в объекты высокого искусства и роскоши.
Мелкие самовары часто делались из серебра, или позолоченного серебра, или даже украшенный эмалями, так как в этом прекрасном например, мастер - русский ремесленник Карл Faberg é . Этот набор изначально был создан и принадлежал правящей семье Романовых в России, которые были ответственны почти за все самые известные комиссии Фаберже.
Это замечательное произведение искусства, как можно ожидать от имени, подобного Фаберже. Это также совершенно отличительный, и указывает на совершенно отдельную декоративную традицию от остальной части Европы.
Поскольку чай прочно вошел в мировую культуру элиты в 18- м и 19- м веках, чайный сервиз стал еще одним средством, с помощью которого могущественные могли показать свое богатство и статус, и средством, с помощью которого лучшие мастера могли продемонстрировать свое мастерство.
Будь то в России, Великобритании или Китае, обладание роскошным чайным набором было предельной потворством. У нас есть это, чтобы поблагодарить за множество великолепных старинных чайных наборов, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Если Вам необходимо купить или продать чайный сервиз, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно
|
Связаться с нами
|